За полтора года вкладчиками организации стали 74 жителя Калуги. В общей сложности у них похитили порядка 23 миллионов рублей. Суммы ущерба варьируются от 50 тысяч до 1,5 миллиона рублей.
О расследовании масштабной аферы вспоминает заместитель начальника Следственной части СУ УМВД России по Калужской области Андрей ЕФРЕМОВ.
Основательный подход
Организаторы преступной схемы Вадим Смирнов и Максим Середа знали друг друга со времен студенчества – оба учились в одном из вузов Новосибирска. Раздумывая над тем, как быстро и не слишком утруждая себя разбогатеть, приятели выбрали старый как мир способ - финансовую пирамиду. Для привлечения средств вкладчиков требовалось создать в одном из областных центров кредитно-потребительский кооператив. В качестве наживки решили использовать высокие проценты по вкладам, значительно превышающие стандартные банковские ставки.
К делу подошли основательно. Наняли организацию, которая провела маркетинговое исследование – жители каких регионов проявляют наибольшую готовность к вложению своих средств в подобные инвестиционные проекты? Оказалось, что таковые проживают в Архангельской и Калужской областях. Выбор остановили на Калуге.
В январе 2016 года Смирнов и Середа прибыли в областной центр из Алтайского края. Стартовый капитал у них был, поэтому вскоре на улице Суворова заработал небольшой офис кредитно-потребительского кооператива под вывеской «Народные финансы». Организаторы оснастили его мебелью, оборудованием, системой видеонаблюдения.
Параллельно создали юридическое лицо, поставили его на учет в налоговых органах, открыли счет в банке. Для регистрации кооператива, а также в качестве его соучредителя и номинального директора Смирнов и Середа привлекли своего знакомого. Тот согласился на уговоры, но поставил условие: участия в делах он принимать не будет и проживать в Калуге тоже. Сообщникам это было на руку. В дальнейшем следствие установило, что фиктивный директор действительно не подозревал, чем занимаются его приятели, и денег за свое участие от них не получал. Поэтому и проходил по уголовному делу как свидетель.
Пыль в глаза
После регистрации в Калуге стартовала активная рекламная кампания, призывавшая горожан инвестировать свои средства в деятельность КПК «Народные финансы». Условия были сказочные – калужанам обещали увеличить сумму вклада на 20-35 процентов в зависимости от суммы и срока инвестирования. Для клиентов были разработаны специальные тарифы - «Пенсионный», «Доходный», краткосрочный вклад на полгода и т.д.
Продумана была даже такая деталь, как страхование ответственности. Для создания впечатления о безопасности вложения средств учредители кооператива обратились в страховую компанию. Сумма страховки, правда, была смешной - 100 тысяч рублей. Она не покрывала и сотой части всех средств. Но клиентам знать об этом было необязательно. Главное – страховка в наличии, а значит, и риски минимальны.
Бегущая строка на телевидении, объявления на радио и на рекламных стендах, раздача листовок на улицах сделали свое дело. В «Народные финансы» потянулся народ с деньгами.
За чужой счёт
Для вывода средств организаторы учредили несколько подконтрольных им юридических лиц. Но лично заниматься хищениями вкладов Смирнов и Середа не хотели. Для этого они привлекли калужанку Дарью Лупанову. В процессе собеседования учредители посвятили ее в свои замыслы, но женщину не смутил сомнительный характер будущей работы. Лупанова руководила работой офиса, а также контролировала вывод средств через подставные фирмы, которые затем обналичивались и перечислялись на счета Смирнова и Середы.
Остальной персонал использовали втемную. Работники не знали, что участвуют в обмане. Ведь все преподносилось так, будто привлеченные средства инвестировались в коммерческие проекты. На деле же часть денег шла на выплату текущих процентов по вкладам, а все остальное присваивалось организаторами.
Поначалу кредитный кооператив действительно выплачивал положенные вкладчикам проценты, привлекая тем самым новых клиентов. Тех же, кто обращался за возвратом основных средств, начинала обрабатывать Лупанова, убеждая их перезаключить договор на новый срок. Многие соглашались, ведь проценты набегали немалые. Кто-то даже увеличивал сумму вклада.
Тем временем учредители пирамиды жили в свое удовольствие в Крыму и ни в чем себе не отказывали. Вадим и Максим арендовали частную гостиницу, пляж и прогулочную лодку в Гаспре под Ялтой. Лупанова тоже приезжала к ним отдохнуть.
Пузырь лопнул
Стоит ли говорить, что действующая по принципу финансовой пирамиды система рано или поздно не могла не дать сбой. «Народным финансам» запаса прочности хватило на полтора года. Деньги были выведены, поток новых вкладчиков иссяк, а старые все чаще требовали вернуть им вложенные деньги, отдавать которые было уже нечем. В августе 2017 года старательно надуваемый пузырь лопнул.
Офис закрылся, и кооператив прекратил свою работу. Незадолго до этого Лупанова благополучно уволилась из организации. Некоторое время работники КПК еще кормили клиентов обещаниями, мол, деньги вот-вот поступят на счет. Потом учредители перестали выходить на связь, поставив людей перед свершившимся фактом. Упершись в закрытые двери, обманутые вкладчики направились в полицию.
В подавляющем большинстве случаев жертвами мошенников стали пожилые люди – более доверчивые и в то же время имеющие накопления.
Расследование уголовного дела продолжалось пятнадцать месяцев в связи с большим количеством потерпевших, опрошенных свидетелей, объемом исследованных документов. Следователям пришлось разыскивать всех клиентов организации, некоторые из которых упорно сидели дома и ждали, что «Народные финансы» откроются и вернут им деньги. Причем одна из потерпевших уже была знакома сотрудникам полиции, в 2014 году она пострадала в финансовой пирамиде ЛБМ.
Два месяца ушло на составление обвинительного заключения объемом более 60 тысяч листов. А уголовное дело в целом потянуло на 318 томов.
Во время допросов Смирнов и Середа вели себя спокойно, давали показания и все свои действия объясняли просто: «Прогорели, но рассчитывали вернуть деньги». На вопрос, из каких средств они хотели это сделать, замолкали и впадали в задумчивость. Середа более охотно сотрудничал со следствием и даже пытался возместить ущерб нескольким потерпевшим, потерявшим небольшие суммы. Лупанова же и вовсе заявила, что не подозревала, что ее втянули в преступную деятельность, хотя следствие и доказало обратное.
Приговор Калужского районного суда был оглашен 11 июля 2019 года. Вадим Смирнов осужден на семь лет, Максим Середа – на пять с половиной лет реального лишения свободы. Оба были взяты под стражу в зале суда.
Дарья Лупанова получила четыре года исправительной колонии общего режима с отсрочкой исполнения приговора до достижения ее ребенком четырнадцатилетнего возраста. Эта отсрочка закончилась в прошлом году.
Деньги потерпевшим вернуть не удалось, потому что к моменту задержания подозреваемых все они были потрачены, а никакого ценного имущества у них не оказалось.

Газета
Прямая линия













