20 октября, Воскресенье
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 20.10.2024, 14:05
С начала осени в Калуге осадков выпало больше половины от нормы
С начала осени в Калуге осадков выпало больше половины от нормы
Общество 20.10.2024, 13:02
Почти шесть тысяч тысяч жителей Калужской области стали отцами в 2024 году
Почти шесть тысяч тысяч жителей Калужской области стали отцами в 2024 году
Спорт 20.10.2024, 12:26
В селе Коллонтай Малоярославецкого района появилась универсальная спортплощадка
В селе Коллонтай Малоярославецкого района появилась универсальная спортплощадка
Общество 20.10.2024, 11:14
Владислав Шапша поздравил работников дорожного хозяйства с профессиональным праздником
Владислав Шапша поздравил работников дорожного хозяйства с профессиональным праздником
Общество 20.10.2024, 10:42
В Калуге стартовал новый сезон проекта «Юный архивист-40»
В Калуге стартовал новый сезон проекта «Юный архивист-40»
Общество 20.10.2024, 10:32
Геннадий Новосельцев поздравил калужан с Днем отца
Геннадий Новосельцев поздравил калужан с Днем отца
Общество 20.10.2024, 10:21
Владислав Шапша поздравил калужан с днем отца
Владислав Шапша поздравил калужан с днем отца
Культура 19.10.2024, 19:31
Калужский музей изобразительных искусств посвятил органный фестиваль Александру Майкапару
Калужский музей изобразительных искусств посвятил органный фестиваль Александру Майкапару
Общество 19.10.2024, 17:38
В Людинове прошли экскурсии по индустриальному техникуму и заводам
В Людинове прошли экскурсии по индустриальному техникуму и заводам
Спорт 19.10.2024, 16:47
В Барятине прошел турнир по гигафутболу
В Барятине прошел турнир по гигафутболу
Общество 19.10.2024, 15:23
1,5 тысячи людей посетили калужские колледжи и техникумы в день открытых дверей
1,5 тысячи людей посетили калужские колледжи и техникумы в день открытых дверей
Общество 19.10.2024, 13:39
Несколько человек пострадали в ДТП кроссовера и легковушки на трассе в Малоярославецком районе
Несколько человек пострадали в ДТП кроссовера и легковушки на трассе в Малоярославецком районе
Общество 19.10.2024, 12:38
Первокурсники Мещовского педколледжа больше узнали о славной истории древнего города
Первокурсники Мещовского педколледжа больше узнали о славной истории древнего города
Общество 19.10.2024, 11:35
В Козельске наградили лучшие ветеранские подворья
В Козельске наградили лучшие ветеранские подворья

Первенец атомного флота

Общество 15.09.2022, 10:04

В истории легендарной советской подлодки К-3 есть и калужские страницы

В Ленинградской области проводится уникальная операция по перемещению первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в Кронштадт. Она станет центральным экспонатом Музея воинской славы – одного из важнейших объектов кронштадтского туристско-рекреационного кластера, создаваемого по поручению президента России. Музей планируется открыть в 2023 году. В истории легендарной К-3 есть и страницы, связанные с Калужской землей. Об этом рассказывает председатель Калужского морского собрания вице-адмирал Олег ФАЛЕЕВ, который и сам служил на этом корабле в 1966 – 1968 годах.


В условиях строгой секретности

 – В 1952 году, когда в Обнинске уже создавалась первая в мире АЭС, было принято постановление советского правительства, подписанное Иосифом Виссарионовичем Сталиным, «О проектировании и строительстве объекта 627» – первой подводной лодки с ядерной энергетической установкой.
В работе по созданию атомохода принимало участие 135 предприятий и организаций, в том числе 35 научно-исследовательских институтов. Секретность была такой, что большинство участников, трудившихся над проектом, даже не знали, какова конечная задача.

Военных к проектированию на первом этапе не привлекли, разработкой занимались только гражданские кораблестроители. Это привело к тому, что были допущены существенные ошибки: разработчики не предусмотрели швартовое и якорное устройства, оружие для самообороны, планировалось использовать для атаки противника одиночную термоядерную торпеду.

Когда к делу приступили специалисты военно-морского флота, в техническое задание на строительство К-3 были внесены изменения: корпус подлодки переделали, на борту субмарины предусмотрели большой запас торпед, в том числе с ядерными боеголовками. Главным конструктором проекта 627 был Владимир Перегудов, с 1953 года проектом руководил Сергей Базилевский.

Заложили корабль в 1955 году в Северодвинске, в 1957-м АПЛ К-3 (проект 627) была спущена на воду. Корпус подлодки замаскировали брезентом, чтобы с берега и с воздуха невозможно было получить о ней какую-либо информацию.

1 июля 1958 года на субмарине подняли флаг, а через четыре дня в 10.03 впервые в СССР она дала ход под атомной силовой установкой и отправилась на испытания. Академик Анатолий Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки корабля, сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».

Разработана и построена атомная подлодка была в очень короткие сроки – это при том, что страна еще не до конца восстановилась после разрушительной войны с фашистской Германией. Укреплению и развитию флота в то время уделяли большое внимание, с 1945 по 1957 год ежегодно в Советском Союзе строили 19 дизельных подводных лодок, не считая надводных кораблей.

Обучались в Обнинске

 – Осваивать новую технику всегда сложно – ведь все происходит впервые. Корабль К-3 был больше по размеру, чем дизельная подлодка. Кстати, это позволило улучшить бытовые условия моряков. Появилась возможность разместить на субмарине испарительную установку и иметь достаточно воды, чтобы не только готовить, но и стирать, регулярно мыться в душе.

Ходовые характеристики тоже были новые. Даже при неполной мощности подлодка давала ход 28 узлов, была быстрее, чем первая атомная американская субмарина «Наутилус», потому что при проектировании была изменена форма подводного корабля. Поскольку лодка стала более быстроходной, менялось и управление ею. И главное – нужно было научить моряков обращаться с этим загадочным и небезопасным устройством – ядерным реактором. Все это потребовало особого подхода к обучению экипажа.

Командиром еще строящегося атомного корабля был назначен Леонид ОСИПЕНКО, опытный подводник, участник Великой Отечественной войны. В конце 1954 года сформированный им экипаж прибыл в Обнинск. В лаборатории «В» (ныне ГНЦ РФ – ФЭИ) был построен стенд – прототип реактора. Вот на этом действующем стенде и обучался командный состав АПЛ К-3 – командир корабля и все механики – дивизиона движения, электротехнического дивизиона, дивизиона живучести корабля, а также химики. В целях строгой секретности моряки ходили в гражданской одежде, запрещалось обращаться друг к другу по званию, а только по имени-отчеству, реактор называли кристаллизатором.

17 декабря 1958 года АПЛ К-3 была принята в состав ВМФ. По итогам испытаний первому командиру корабля Леониду Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее Леонид Гаврилович возглавил Военно-учебный центр ВМФ в Обнинске.

Опытный образец

 – К-3 – первый советский подводный атомный корабль, и, конечно, в ходе его эксплуатации проявлялись многие технические неполадки. Чувствительные неприятности, к примеру, были в парогенераторах, где циркулировала горячая вода из реактора под давлением. Из-за больших тепловых перегрузок в трубках появлялись труднонаходимые микротрещины. Все это изучалось, учитывалось и совершенствовалось при создании других субмарин – в СССР было построено 13 подводных лодок проекта 627.

При этом, будучи головным и, по сути, опытным образцом, АПЛ К-3 прослужила 30 лет при типовом возрасте корабля 25 лет, ходила в море часто и эффективно. За время службы К-3 совершила шесть боевых служб, прошла 128 443 мили (семь раз вокруг Земли!), проведя в походах 14 115 часов (более 580 суток).

На Северный полюс

 – В 1962 году АПЛ К-3 совершила поход подо льдами Арктики, в ходе которого было сделано географическое открытие – на дне Ледовитого океана обнаружен гигантский подводный хребет, названный в честь известного гидрографа Якова Гаккеля. А 17 июля советская субмарина стала первой советской подводной лодкой, достигшей Северного полюса.

Это стало неприятным сюрпризом для американцев. Советский Союз тем самым показал – в Арктике США хозяйничать не будут. Американцы восприняли это как серьезный удар, Ален Даллес, руководивший ЦРУ, лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. На берегу экипаж встречал лично Генеральный секретарь КПСС Никита Хрущев.

Весь экипаж был награжден, звания Героя Советского Союза тогда были удостоены руководитель похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки Лев Жильцов, механик корабля инженер-капитан 2-го ранга Рюрик Тимофеев.

А АПЛ К-3 в октябре 1962 года было присвоено имя «Ленинский комсомол» – в память о другой подлодке, воевавшей в годы Великой Отечественной войны.

Спасая экипаж и корабль

 – За время службы мне довелось с 1966 по 1968 год в составе второго экипажа под командованием Анатолия Жукова ходить в море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», участвовал в учениях, в нескольких походах – всего более 60 суток. Дивизия, в составе которой были атомные подводные лодки проекта 627, базировалась в Западной Лице.

В 1967 году, когда АПЛ К-3 возвращалась на базу с боевой службы в Средиземном море, в носовом торпедном отсеке из-за образовавшегося порыва в одном из узлов системы гидравлики случился пожар. Командир второго отсека Анатолий Маляр, жертвуя в том числе и своей жизнью, закрыл дверь переборки изнутри горевшего отсека, чтобы не допустить распространения пожара по кораблю. Таков закон подводников. И подводная лодка самостоятельно вернулась в базу. Тогда погибло 39 моряков, посмертно они были награждены орденом Красной Звезды.

Вот тогда, в 1967 году, когда АПЛ К-3 готовилась уходить на боевую службу, я получил приказ заменить находившегося в отпуске командира боевой части первого экипажа и прибыл на корабль. Но за несколько часов до отхода командир вернулся, и я, пожав ему руку, остался на берегу. А когда корабль возвратился на базу, нашему экипажу довелось участвовать в ликвидации последствий аварии, выгрузке тел погибших членов экипажа. После чего подлодку перевели на Северодвинский завод, где она была отремонтирована в короткий срок и продолжила службу.

Символ морской славы России

 – Обнинск мы называем родиной атомного подводного флота страны. Поэтому ветераны-моряки высказали пожелание создать в этом городе памятник всем морякам – первопроходцам атомного флота, используя ходовую рубку одной из списанных атомных подводных лодок первого поколения. Эти субмарины – свидетельство тому, что промышленность нашей страны даже в тяжелейших условиях послевоенного периода могла создавать сложнейшую технику, а моряки российского флота в любых обстоятельствах выполняли свой воинский долг.

Предполагали взять рубку АПЛ К-3. Но уже тогда ее готовили для создания музея. Поэтому по согласованию с руководством ВМФ и судоремонтного завода «Звезда» нам доставили с Дальнего Востока в Обнинск рубку АПЛ К-14 – также заслуженной подлодки первого поколения атомных субмарин. Она и стала основой мемориала «Первопроходцам атомного подводного флота», спроектированного заслуженным художником России Александром Шубиным.

А К-3 «Ленинский комсомол» как один из символов морской славы России теперь займет почетное место в музее в Кронштадте.

АПЛ К-3 – это технологический прорыв в области мирового подводного кораблестроения. Создание АПЛ К-3 открыло новую эпоху в освоении подводного мира, что сравнимо с геополитической значимостью запуска пилотируемого космического аппарата «Восток» с космонавтом № 1 Юрием Гагариным на борту.


Чтобы доставить субмарину к месту теперь уже постоянной стоянки, ее в районе Выборга погрузили на плавучий док, на котором она вернулась в Кронштадт. Затем подлодку размонтировали на две части, что было необходимо сделать для ее перевозки через город.


Фото предоставлены Олегом Фалеевым и из открытых источников.

Автор новости: Нина ЗАМАХИНА
Новости по теме
В Жуковском районе прошла церемония перезахоронения воинов

В Жуковском районе прошла церемония перезахоронения воинов

В Дзержинском  районе отметили День отца

В Дзержинском районе отметили День отца

Началась оценка результатов проектов, реализованных с использованием президентских грантов до конца 2023 года

Началась оценка результатов проектов, реализованных с использованием президентских грантов до конца 2023 года

С чистого листа

С чистого листа

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика