О необходимости масштабной модернизации в сфере ЖКХ президент РФ Владимир Путин заявил в своем послании Федеральному Собранию. Поможет ли это решить многочисленные коммунальные проблемы? Этот и многие другие вопросы мы обсудили с членом рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по вопросам ЖКХ Андреем ШИРОКОВЫМ – человеком, которому знакомы все нюансы в этой области.
ДОСЬЕ
Андрей Вячеславович Широков родился в 1958 году в Москве. Имеет два высших образования. Доктор юридических наук. Избирался депутатом Московской городской Думы. Член общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Член правления ТПП РФ, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ. Член рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по вопросам ЖКХ. Вице-президент Академии жилищно-коммунальных наук.
Андрей Вячеславович Широков родился в 1958 году в Москве. Имеет два высших образования. Доктор юридических наук. Избирался депутатом Московской городской Думы. Член общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ. Член правления ТПП РФ, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ. Член рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по вопросам ЖКХ. Вице-президент Академии жилищно-коммунальных наук.
– На программы модернизации коммунального хозяйства в России до 2030 года из бюджета направят 4,5 триллиона рублей. Как вы считаете, зачем для сферы ЖКХ впервые запланированы такие колоссальные средства?
– Да, это огромные средства, которые раньше никогда сфере ЖКХ не выделялись. Главное, чтобы они были эффективно использованы. Ведь сегодня коммунальное хозяйство страны требует именно триллионных вливаний. Коммунальные сети в стране сильно изношены, а их замена происходит медленно.
В Калужской области, где я довольно часто бываю, эти показатели мало чем отличаются от общероссийских.
– Другая общая со страной картина – это состояние большинства военных городков. На примере нашего военного городка «Козельск-5» можно сказать, что военное ведомство не только мало интересуется этой застаревшей проблемой, но и, по сути, препятствует ее решению, отказываясь передавать коммунальную инфраструктуру военных городков муниципалитетам.
– Да, это старая проблема в общероссийском масштабе. Военные городки – это непрофильные активы Министерства обороны. Состоят они на балансе Центрального жилищно-коммунального управления МО РФ, которое обязано содержать многоквартирные дома и коммунальные сети, являющиеся собственностью военного ведомства. В свое время были громкие уголовные дела, в которых фигурировало руководство этого управления. Управленцы этой организации, конечно, сменились, но проблема военных городков по-прежнему не решена. Вы говорите о передаче военных городков в муниципальную собственность. Но смогут ли муниципалитеты содержать изношенные дома и ветхие сети? Зачастую – нет.
– Все это жилищное и коммунальное хозяйство необходимо передавать в восстановленном состоянии.
– Но на это Министерству обороны нужны колоссальные средства. А их нет. И в госбюджете такие средства найти будет весьма непросто. Время показывает, что военные городки – это обуза для Министерства обороны. Но избавиться от этой обузы пока нет возможности. Нет и четкого механизма передачи военной собственности муниципалитетам или регионам. Сейчас жилищно-коммунальное хозяйство находится на переломном этапе. Может быть, именно теперь и появится возможность решить старую проблему военных городков, как и ЖКХ в целом. И одним из первых шагов на этом пути должны стать разработка и принятие нового Жилищного кодекса РФ. Действующий документ несовершенен, хотя в него вносились десятки изменений. Потому-то в системе ЖКХ годами не решаются многие проблемы. Но время для их решения давно назрело.
ТСЖ или УК?
– В нашей области имеются и отличия от общероссийских показателей в системе ЖКХ. Например, в целом по стране число ТСЖ заметно меньше, чем число УК. У нас же в области ТСЖ доверяют больше. Их 219 против 169 УК.– По России действительно товариществ собственников жилья значительно меньше, чем управляющих компаний. Причем число ТСЖ в стране продолжает неуклонно сокращаться, а УК расти. Почему в Калужской области другая картина? Наверное, потому, что изначально ТСЖ себя здесь зарекомендовали как эффективные и прозрачные организации, которые на фоне многих УК выглядят вполне достойно.
Есть у ТСЖ и минусы – в отличие от занимающейся бизнесом УК это общественная организация с юрлицом, образующаяся за счет собственников, которых должно быть более половины. Причем оставшиеся жильцы данного многоквартирного дома могут не входить в ТСЖ. А правление ТСЖ зачастую непрофессионалы.
– С этим я готов поспорить. На примере нашей области это не всегда так.
– Значит, это еще один аргумент в пользу поддержки ТСЖ в вашем регионе. И этот опыт должен быть востребован в стране.
Но в целом по России непрофессиональные правления ТСЖ вынуждены нанимать для управления своим жильем профессиональных коммунальщиков, которые имеют соответствующую технику, специалистов, оборудование и материалы. У ТСЖ всего этого, как правило, нет. И обходится такой наем недешево. В ТСЖ многое зависит от личности председателя, его инициативности и компетентности. К тому же председателю нужно платить зарплату, а, как показывает практика, наши собственники жилья не очень желают тратиться на обслуживание своего дома.
В условиях же УК старший по дому (председатель совета дома) зарплаты не получает. Да, он не обладает такими правами, как председатель правления ТСЖ, но у него и меньшая ответственность, поскольку должность эта общественная, хотя в Жилищном кодексе указано, что председатель совета дома может выступать от имени всех жильцов и представлять их интересы в различных инстанциях. Все это в конечном итоге и склоняет большинство граждан к УК.
Беседовал Игорь ФАДЕЕВ.
Фото Михаила БОРИСОВА.
Полную версию беседы с Андреем Широковым смотрите в программе «Карт-бланш»
на канале НИКА-ТВ в начале апреля.