Сколько копий, бревен, палок, веток уже переломано в обсуждении вопросов об озеленении областного центра. То, что за прошедшие десятилетия Калуга изрядно «облысела», видно невооруженным глазом. И когда в прошлом году в городе прошли массовые вырубки пораженных златкой ясеней, общественность буквально вскипела. Дискуссии велись в соцсетях, на газетных страницах. Самые конструктивные, пожалуй, на площадках Общественной и Торгово-промышленной палат области. Объединилось экспертное сообщество. Власти обещали наконец-то привести работы с зелеными насаждениями в систему. Недавно управление городского хозяйства Калуги подписало соглашение с Калужским государственным университетом им. К.Э. Циолковского. Что же предлагают биологи и экологи?
Багаж знаний
Он в Институте естество-знания КГУ накоплен солидный. Еще в начале 2000-х студенты и преподаватели в течение трех лет исследовали и наносили на карту зеленые насаждения Калуги. На кафедре ботаники были сделаны работы, посвященные городским скверам. Жаль только, что дальнейшего развития в виде стратегии озеленения Калуги, дендроплана города все это в управленческих структурах не получило. Согласно новому соглашению университета и управления городского хозяйства студенты вновь будут обследовать деревья и кустарники, составлять их паспорта, карту, участвовать в посадках растений.
– Такие акции не должны быть разовыми. Они должны быть выстроены в долгосрочную программу, иначе комплексно эту проблему не решить. Мы встречались с начальником управления городского хозяйства Калуги Александром Серяковым. Надеюсь, наша совместная работа даст шансы увидеть ту Калугу, которую я по своему детству помню, когда троллейбусы проезжали по улице Кирова под сень зеленых лип.
Вопрос о стратегическом плане развития озеленения города важен не только с эстетической, но и с экологической точки зрения. Растения формируют экологический каркас города. Помню, на улице Кирова, у поворота на площадь Победы, стояла липа с небольшим дуплом. В нем жила маленькая птичка мухоловка. Так, занимаясь зелеными насаждениями, мы формируем экосистему. Это залог устойчивости, – отметил доцент Института естествознания Калужского госуниверситета Евгений Константинов.
Возвращаясь к исследованиям двадцатилетней давности, отметим, что уже тогда основная масса деревьев в Калуге была в зрелом (или спелом) возрасте, до 30 лет и старше – 64 процента всех насаждений. 14 процентов приходилось на старые (перестойные) и лишь 10 – на молодые (до 10 лет). Из них в хорошем состоянии около 55 процентов. Будет интересно узнать, что изменилось за прошедшие годы. А пока весна торопит. На месте вырубленных пораженных златкой деревьев надо что-то высаживать.
Виды на местные виды
Вопрос, из чего формировать зеленый каркас города, не так уж прост. Даже на своих шести сотках при самом трепетном уходе не все приживается, а тут деревьям и кустарникам приходится терпеть загазованный воздух, скудную почву с асфальтовой коркой и т.д. Кстати, городские деревья живут в 2-3 раза меньше, чем их «вольные» собратья.– Мы предлагаем сделать ставку на наши аборигенные виды, привычные к климату средней полосы. Например, мелколистные липы, остролистный клен и т.д. Думаю, в городе достаточно сформировать стабильные неболеющие посадки, а экзотику оставить для точечного украшения скверов и парков. Мы видим результаты быстрого озеленения тополями в 60-70-е годы прошлого века. Они стоят с объеденными молью листьями уже к середине июля. Когда мы проведем инвентаризацию, можно будет стратегически решать, какие деревья заменять, не дожидаясь, когда они упадут или будет вспышка очередного вредителя, – продолжил Евгений Львович.
Он пояснил, что златка, поразившая наши ясени, преподала хороший урок. Американский вид «ясень пенсильванский» хорошо чувствовал себя в городской среде, его часто высаживали до тех пор, пока не появилась северо-американская златка. От нее досталось и нашим местным ясеням. В Черную книгу Калужской области уже занесен клен американский. Если прогуляетесь по набережной Оки, увидите, что им вся пойма забита. Биологи бьют тревогу – на нем не живут микроорганизмы, беспозвоночные, его некому регулировать, он чужой для нашей экосистемы. Коварство в том, что не всегда получается прогнозировать последствия появления новых видов в наших садах, на клумбах и улицах.
– Недавно мы представляли ботанический сад КГУ в столице на конференции «Российское питомниководство как часть национальной экономики», в том числе обсуждали вопросы зеленых насаждений с коллегами из других городов. Пример Калуга может брать с Москвы. Там локальным актом приняли положение о приоритетах в выборе видов растений для озеленения. В первую очередь аборигенные виды. Второе – исключение видов, входящих в Черную книгу. Есть категория видов, которые находятся под наблюдением как потенциально опасные. Их также надо избегать, чтобы не заложить мину замедленного действия, как в свое время случилось с борщевиком Сосновского, – подчеркнул Евгений Константинов.
Есть идея!
Лет десять назад в Институте естествознания КГУ разрабатывали проект для Березуйского оврага в Калуге. За основу взяли идею Сергея Алексеева, который сегодня возглавляет отдел мониторинга биологического разнообразия областной Дирекции парков. В эколого-биологическом центре, в центре Калуги, он сделал нарезки естественных биоценозов. Калужские ученые предложили Березуйский овраг сделать мини-Зарядьем – с фрагментами типичных для нашей области лесов. Интересно, эстетично и научно.
На данный момент в зоне внимания ученых и студентов КГУ – центральные улицы Калуги. Они уже оценили количество посадочных мест и предложили списки того, что там можно высадить. А весной могут выступить в помощь городу в работах, начиная от высадки деревьев до инвентаризации зеленых насаждений. А мы продолжим рассказывать нашим читателям, как решаются вопросы озеленения Калуги. Надеемся побеседовать с недавно назначенным городским садовником.

На опыте столиц
К разговору о проблемах городского озеленения мы пригласили Ольгу Пятакову, известного ландшафтного архитектора, руководителя ландшафтной компании, куратора Московского международного фестиваля «Сады и люди». Сейчас она живет в Тарусе, и Калуга ей тоже знакома.

– Ольга Николаевна, одно время у нас считали, что в старой застройке при узких улицах и обилии транспорта надо убрать деревья и максимум зелени перенести во дворы. Что и сделали в центре Калуги. Это верное решение?
– Не лучший вариант. Москва это уже проходила. Когда на центральных улицах столицы стали гибнуть старые растения, их убрали, все замостили и стали ставить кашпо с крупными деревьями. В итоге получилось очень дорого и трудозатратно. Дорого стоят кашпо – они должны быть утепленными, с подведенным капельным поливом и дренажом, который уводят в ливневую канализацию. А не во всех городах она есть.
Сейчас на московских улицах вновь вскрывают мощение и делают квадраты для посадки деревьев. Я бы развивала зеленый пояс Калуги и вдоль дорог, и внутри дворов. Но это разные техника посадки, отбор растений для озеленения. Делала бы меньше газонов. Заменила их на монопосадки неприхотливых кустарников, травянистых многолетников и злаков.
– Выбирать для посадок надо из местных видов или можно экзотику?
– Лучший выбор – растения нашей зоны. Но и здесь есть свои ограничения. Рябины, посаженные вдоль дорог, постепенно погибают. Они не устойчивы к ветру, загрязнению воздуха. Береза – ветровальное растение. А вот липы, ель голубая хорошо себя чувствуют в городских условиях. Клен бордоволистный с середины июля покрывается мучнистой росой, с ней практически невозможно бороться. И вид неприглядный, и инфекции распространяются. Плохо чувствует себя в городе дуб черешчатый наш, хотя очень красив. Его можно заменить на дуб красный. В городах южнее Москвы и у вас тоже он хорошо растет.
– Не могу не спросить про популярные туи. У нас они часто рыжие и грустные.
– Крупные туи, если вы могли заметить, выглядят хорошо, а те, что высажены на 2-3-й год, быстро «сгорают» – становятся рыжими. Все это из-за отсутствия правильного размещения и ухода. Туи не сажают вдоль дорог, они просто «горят», плохо выдерживают наваливание снега на нижний ярус. В городе будут красивыми и хорошо себя чувствовать, если для них выберут правильное место и будут ухаживать в первые два года после посадки.
– Что вы скажете о посадках одного вида деревьев? Например, липовые и тополиные аллеи.
– Аллеи в свое время высаживали, чтобы не было сквозняков. Мы часто сталкиваемся с посадками тополей середины прошлого века. Тогда это был самый доступный вариант. Только нижний ярус – кустарники, травы из-за отсутствия средств не сажали. Без них деревья чувствуют себя хуже. В последнее время вдоль дорог на метр отсыпают щебень, а дальше идет посадка кустарника.


– Российские питомники сегодня могут обеспечить большие объемы растений нашей полосы для городского озеленения?
– Сейчас питомников в стране много. Из Тверской, Самарской областей поставляют в Москву и соседние регионы шикарные растения. Надо только понимать, что у нас будет себя хорошо чувствовать, а что нет.
– Расскажите, пожалуйста, о примерах удачных решений в озеленении городов.
– В столице появилось много небольших современных парков: Тюфелева роща (на месте ЗИЛа), Музеон, Парк на Яузе, Аптекарский огород, парк ВДНХ. В Санкт-Петербурге – Новая Голландия.
К разговору о проблемах городского озеленения мы пригласили Ольгу Пятакову, известного ландшафтного архитектора, руководителя ландшафтной компании, куратора Московского международного фестиваля «Сады и люди». Сейчас она живет в Тарусе, и Калуга ей тоже знакома.

– Ольга Николаевна, одно время у нас считали, что в старой застройке при узких улицах и обилии транспорта надо убрать деревья и максимум зелени перенести во дворы. Что и сделали в центре Калуги. Это верное решение?
– Не лучший вариант. Москва это уже проходила. Когда на центральных улицах столицы стали гибнуть старые растения, их убрали, все замостили и стали ставить кашпо с крупными деревьями. В итоге получилось очень дорого и трудозатратно. Дорого стоят кашпо – они должны быть утепленными, с подведенным капельным поливом и дренажом, который уводят в ливневую канализацию. А не во всех городах она есть.
Сейчас на московских улицах вновь вскрывают мощение и делают квадраты для посадки деревьев. Я бы развивала зеленый пояс Калуги и вдоль дорог, и внутри дворов. Но это разные техника посадки, отбор растений для озеленения. Делала бы меньше газонов. Заменила их на монопосадки неприхотливых кустарников, травянистых многолетников и злаков.
– Выбирать для посадок надо из местных видов или можно экзотику?
– Лучший выбор – растения нашей зоны. Но и здесь есть свои ограничения. Рябины, посаженные вдоль дорог, постепенно погибают. Они не устойчивы к ветру, загрязнению воздуха. Береза – ветровальное растение. А вот липы, ель голубая хорошо себя чувствуют в городских условиях. Клен бордоволистный с середины июля покрывается мучнистой росой, с ней практически невозможно бороться. И вид неприглядный, и инфекции распространяются. Плохо чувствует себя в городе дуб черешчатый наш, хотя очень красив. Его можно заменить на дуб красный. В городах южнее Москвы и у вас тоже он хорошо растет.
– Не могу не спросить про популярные туи. У нас они часто рыжие и грустные.
– Крупные туи, если вы могли заметить, выглядят хорошо, а те, что высажены на 2-3-й год, быстро «сгорают» – становятся рыжими. Все это из-за отсутствия правильного размещения и ухода. Туи не сажают вдоль дорог, они просто «горят», плохо выдерживают наваливание снега на нижний ярус. В городе будут красивыми и хорошо себя чувствовать, если для них выберут правильное место и будут ухаживать в первые два года после посадки.
– Что вы скажете о посадках одного вида деревьев? Например, липовые и тополиные аллеи.
– Аллеи в свое время высаживали, чтобы не было сквозняков. Мы часто сталкиваемся с посадками тополей середины прошлого века. Тогда это был самый доступный вариант. Только нижний ярус – кустарники, травы из-за отсутствия средств не сажали. Без них деревья чувствуют себя хуже. В последнее время вдоль дорог на метр отсыпают щебень, а дальше идет посадка кустарника.


– Российские питомники сегодня могут обеспечить большие объемы растений нашей полосы для городского озеленения?
– Сейчас питомников в стране много. Из Тверской, Самарской областей поставляют в Москву и соседние регионы шикарные растения. Надо только понимать, что у нас будет себя хорошо чувствовать, а что нет.
– Расскажите, пожалуйста, о примерах удачных решений в озеленении городов.
– В столице появилось много небольших современных парков: Тюфелева роща (на месте ЗИЛа), Музеон, Парк на Яузе, Аптекарский огород, парк ВДНХ. В Санкт-Петербурге – Новая Голландия.
Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА и предоставлено Ольгой Пятаковой