- Когда я в 1988 году пришел работать в школу, здесь было целых 105 классов. Только в пятых классах училось более 300 детей, - рассказывает Валентин Бочаев, директор школы. - Наша школа была единственной на весь огромный микрорайон, который активно застраивался. К сожалению, школу приняли с существенными недоделками, в здании не было необходимого оборудования. Не хватало мебели, в актовом зале не было кресел, плавательный бассейн не работал. Зимой температура в классах могла опускаться до + 12-14 градусов.
* * *
- Здание школы стояло среди пустыря. Пришкольную территорию мы благоустраивали своими руками. Участок был каменистый, привозили машины с грунтом, высаживали деревья. Сначала школа работала в три смены, уроки заканчивались в 18.45. Был период, когда приходилось работать в первую смену, потом идти домой и возвращаться вести уроки уже в третью смену, - делится Антонина Панкрашкина, учитель биологии.
* * *
- Здание школы стояло среди пустыря. Пришкольную территорию мы благоустраивали своими руками. Участок был каменистый, привозили машины с грунтом, высаживали деревья. Сначала школа работала в три смены, уроки заканчивались в 18.45. Был период, когда приходилось работать в первую смену, потом идти домой и возвращаться вести уроки уже в третью смену, - делится Антонина Панкрашкина, учитель биологии.
Тогда...
В этом убеждаешься, вспоминая яркие эпизоды из своей школьной жизни, общаясь с одноклассниками и коллегами, людьми старшего поколения, с теми, кто учительствовал в кумачовое время.В 70-е годы в Калуге в общеобразовательных учреждениях открывались музеи боевой славы, музеи истории школ, повышенное внимание уделялось гражданскому и военно-патриотическому воспитанию. В 1975 году в городе на площади Победы был открыт Пост № 1. В областном центре начал работу учебно-производственный комбинат (УПК). Именно УПК помогал школьникам ориентироваться в выборе профессий, востребованы были технические специальности. Ребята после 10 класса поступали в «Бауманку», после 8 класса шли учиться в техникумы и профессионально-технические училища. И в системе дополнительного образования тоже делался акцент на техническое творчество детей.
В школе № 46, что в микрорайоне Кубяка, общаемся с учителями, которые работают с момента ее открытия, помнят, как все начиналось.
Безусловно, были сложности, но они постепенно и общими усилиями преодолевались. Внедрялось все новое, что появилось в сфере школьного образования - психолого-педагогическая служба, система освобожденных классных руководителей. Применялись новые методики по математике, химии, физике, другим предметам. Активно внедрялись технические средства обучения, для этого учителя проходили специальные курсы.
...И сейчас
Обращаясь к опыту советского прошлого, сегодня в городе стараются не только вернуть, но и усовершенствовать то, что находилось долгие годы в забвении. Строятся новые школы, идет постепенный переход на обучение детей в одну смену, внедряются инновационные проекты. В прошлом году открылся «Кванториум», на базе 13-й школы в Веснушках - IT-лицей, в ближайшее время будет создан и «Кванториум» передвижной. А значит, охват детей техническим творчеством будет увеличиваться.
- Кроме разбора домашних заданий учитель имел возможность заниматься как с сильными, так и со слабыми учениками, - вспоминает Ольга Лыткина, начальник управления образования г.Калуги. - И это давало положительный результат. В школе за год почти на 20 процентов снизилось число слабо успевающих детей. Дети посещали различные кружки и спортивные секции. У нас были вокально-инструментальный ансамбль, шахматный кружок, кружок изобразительного искусства. Учителя вели плодотворную внеурочную работу. Проводились фестивали, спартакиады, творческие конкурсы, туристические слеты. Работал кружок юных натуралистов, действовал поисковый отряд. За каждым классом в микрорайоне были закреплены ветераны войны, которым всегда помогали дети и учителя.
Фото из архива средней школы № 46.