Деревня Дунино – практически окраинное поселение не только для Медынского района, но и для области в целом: в 3 километрах от него уже начинается Подмосковье. А ведь это селение имеет почти четырехсотлетнюю историю, в которой были и периоды расцвета, и полное уничтожение, и смелое возрождение. Главная же достопримечательность Дунина – недействующий Казанский храм – одновременно и символ упадка, и символ стойкости наших малых поселений.
Приграничный феникс
Само название деревни, по одной из версий, произошло от фамилии графа датско-польского происхождения Дунина. Год основания селения уже не определить, но историки говорят, что известно оно стало уже с XVII века как пограничное дворцовое село.
Когда-то в Дунине было достаточно многолюдно и шумно – тут проводились ярмарки, а главной точкой сбора верующего люда было так называемое церковное место. В 1675 году село вместе с парой соседних деревень входило во владения боярина Тимофея Савелова, от которого по наследству перешло его сыну. Тимофей Тимофеевич распорядился построить на старом церковном месте новый деревянный храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, тем самым официально обозначив местную религиозную точку притяжения.
Чуть позже хозяйкой этих земель, а также соседней деревеньки Лапино стала помещица Екатерина Савелова, владевшая в общей сложности тремя тысячами десятин земли по всей Калужской области (а это чуть более 3000 гектаров). Край был богат лесами, водотоками, регулярными пашнями. Сама усадьба помещицы удобно располагалась на правой стороне крупного торгового тракта Медынь – Гжатск.
Со временем имение становилось вотчиной поочередно для Долговых, Соколовых, Тулубовских, Мещерских, расширяясь и обновляясь. Согласно историческим данным, в конце XIX – начале XX веков в Дунине было несколько учебных заведений, церковно-приходская школа, своя больница, трактир. Особо расцвело село, будучи под властью нескольких поколений князей Мещерских – последних хозяев имения. Так, при них большая часть окрестных лугов использовалась под засев льна и зерновых культур, а скотоводство получило здесь активное развитие. В самом Дунине стали производить собственные сыры, по качеству не уступавшие европейским.
1917 год стал переломным в судьбе села: поместье разграблено во благо революции, а вчерашним помещикам пришлось бежать в Москву. Вообще это был далеко не первый раз, когда селению приходилось возрождаться буквально из пепла. Так, война 1812 г. прошлась уничтожающим огнем по улицам Дунина. Село каждый раз оживало, отстраивалось с нуля.
Во время Великой Отечественной войны поселение было подожжено отступавшими немцами. Но Дунино снова залечивает свои раны, восстанавливается и продолжает существовать вплоть до 90-х годов. С развалом Союза (а также колхозов и совхозов) стала меняться и жизнь сельских людей: многие из них решают отправиться на заработки в города. Так, постепенно Дунино обезлюдело; сегодня это маленький поселок дачников, оживающий только в теплый сезон года. А от некогда богатой и знаменитой усадьбы сейчас остались лишь фрагменты фундамента дома управляющего да заросший барский пруд.
Разбит, но не сломлен
В 1817 году новый владелец поместья – надворный советник Александр Долгов решает вложиться в постройку настоящего большого храма в Дунине. Тогда-то и был заложен первый камень будущей каменной православной церкви во имя Казанской Божьей Матери. К основному зданию, выдержанному в классическом архитектурном стиле, были пристроены приделы Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя. Кроме того, новый храм обзавелся красивой трехъярусной колокольней и обширной трапезной. По одной из версий, архитектор святого строения – калужанин Иван Ясныгин.
Прихожанами новой церкви стали жители как Дунина, так и десятка окрестных деревень, – всего около 340 дворов. Более чем на сотню лет Казанский храм был основным религиозным центром этих земель.
В 1937 г. при советской власти церковь в Дунине закрывается. С этого момента начинается печальная и незавершенная глава в истории святого места – постепенное забвение и разрушение сакрального сооружения. Сегодня, спустя почти 80 лет, храм все еще стоит на том же месте; сохранились его стены, основной купол с крестом и два яруса колокольни. Внутри здания все еще можно различить остатки настенной религиозной росписи. Венец колокольни обрушился лишь в середине 2000-х годов. Все эти годы никаких подвижек в сторону восстановления церкви не принималось. Однако, несмотря на заброшенность, храм все еще не сдается и все также производит сильнейшее впечатление на случайного наблюдателя.
Конечно, таких старинных и полузабытых церквей очень много по всей области. Какие-то из них, как, например, церковь Георгия Победоносца в Егорье, в итоге восстанавливаются и получают вторую жизнь. Другие же, как церковь в Дунине или большой собор в Боболях, в плачевном состоянии остаются надолго. Причин-преград к возрождению сакральных сооружений, конечно, много. Это и отсутствие хороших подъездных дорог, и слабая заселенность территории, и «руки не доходят». В любом случае Казанский храм в Дунине продолжает сопротивляться всем невзгодам, как будто ожидая своего часа. Своего второго дыхания.
По краеведческим материалам Валентины Чугаевой и Николая Пятайкина.
Фото из открытых источников.