Сегодня АО «Калужский завод путевых машин и гидроприводов» — ведущее машиностроительное предприятие по производству путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных дорог. С ним неразрывно связаны судьбы тысяч калужских семей.
Предприятие было создано в 1874 году на производственной базе Главных Калужских железнодорожных мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги. Многие трудовые почины родились в советскую эпоху именно на этом предприятии.В 1931-м на машзаводе впервые в нашей стране была введена система диспетчеризации производства, которая позволила централизовать контроль за всеми процессами изготовления путевых машин. В начале 1930-х годов здесь была установлена одна из первых в стране рентгеновских установок для просвечивания литых и кованых металлических изделий, что помогло значительно сократить уровень брака.
В годы войны предприятие неоднократно награждалось переходящим красным знаменем Наркомата путей сообщения, а в 1944 году получило это знамя на вечное хранение.
В марте 2014 года завод вошел в холдинг «Синара-Транспортные машины». Сегодня на заводе производят путевые машины, промышленные тепловозы, гидротрансформаторы для силовых агрегатов буровых установок, гидравлические муфты и приводы технологического оборудования.
Это единственное предприятие в России, выпускающее укладочные краны, самоходные рельсосварочные машины, распределители балласта, а также гидропередачи для путевых машин и промышленных маневровых тепловозов. Поэтому значимость завода для РЖД трудно переоценить.
Впрочем, техника «Калугапутьмаша» важна не только для российских железнодорожников, она также экспортируется в Индию, Пакистан, Ливию, Сербию, Мозамбик, на Кубу, в страны СНГ.
– «Калугапутьмаш» – одно из старейших и уникальных для России предприятий, – считает заместитель губернатора Владимир Попов. – Сегодня завод делает ставку на высокотехнологичное производство, постоянно модернизирует и повышает качество продукции. В этом году проведена масштабная реконструкция сборочного производства, успешно освоен выпуск снегоуборочного поезда, идет работа по созданию новой полностью отечественной железнодорожной техники, которая востребована и в зарубежных странах.
АО «Калугапутьмаш» одним из первых предприятий региона стало участником федеральной программы «Производительность труда и бережливое производство», что помогло предприятию увеличить объемы выпускаемой продукции и повысить ее качество.
С верой в большое будущее
Прошлое, настоящее и будущее соединилось в одной акции – церемонии закладки на предприятии капсулы времени – обращения к будущему поколению работников завода. Торжественная церемония была приурочена к 150-летию предприятия.– Мы закладываем капсулу с посланием потомкам с верой в большое будущее нашего завода, города и страны, – отметил в ходе митинга генеральный директор АО «Калугапутьмаш» Павел Дрёмов. – От поколения к поколению на нашем предприятии передается профессиональный опыт. Стремление к новому, а главное – любовь к родному заводу, ответственность за людей и судьбу предприятия – это главные ценности, которые, мы надеемся, сохранят и приумножат наши потомки.
Послание к потомкам вложили в цилиндр, изготовленный на предприятии, и поместили в специальную нишу в стеле на заводской площади. Нишу закрыли табличкой с надписью: «Вскрыть в 2074 году в день 200-летия АО «Калугапутьмаш».
Семейное дело
Константиновы, Котельниковы, Тарасовы... Предприятие славится своими семейными династиями. Общий трудовой стаж некоторых превышает два с половиной века. А династия Котельниковых – Бороздиных перешагнула уже четырехсотлетний рубеж.– На завод я пришла в 1989 году после окончания железнодорожного техникума по примеру и совету своего отца Владимира Анатольевича Котельникова, – рассказывает инженер-планировщик цеха № 4 Ирина Бороздина. – Именно здесь образовалась наша семья. С будущим супругом Геннадием Бороздиным я познакомилась в самом начале своего трудового пути, когда от завода мы ездили в подшефный колхоз. Геннадий здесь же трудится начальником корпусного участка. Наши династии объединились. Никто из нас никогда не жалел, что связал свою судьбу с этим предприятием.
КСТАТИ
Скоростные железнодорожные платформы АО «Калугапутьмаш» признаны самыми безопасными в России. К такому выводу пришли ученые Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта по итогам испытаний, которые провели на маршруте Москва – Петербург, использовав ускоренный контейнерный поезд.
По оценке Владимира Попова, эти платформы достигают скорости в 154 км/час, что является максимумом для России, грузоподъемность составляет 20 тонн на ось. Таких уникальных показателей нет ни у какой другой отечественной железнодорожной техники.
Скоростные железнодорожные платформы АО «Калугапутьмаш» признаны самыми безопасными в России. К такому выводу пришли ученые Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта по итогам испытаний, которые провели на маршруте Москва – Петербург, использовав ускоренный контейнерный поезд.
По оценке Владимира Попова, эти платформы достигают скорости в 154 км/час, что является максимумом для России, грузоподъемность составляет 20 тонн на ось. Таких уникальных показателей нет ни у какой другой отечественной железнодорожной техники.
Игорь ФАДЕЕВ. Фото из архива АО «Калугапутьмаш».