Родная земля под вражеским сапогом
Сергей Викторович родился 23 сентября 1926 года в деревне Судимир Жиздринского района Калужской области в крестьянской семье.
- Когда началась война, мне было 14 лет. Мои родители были простые крестьяне. Совсем маленькими мы помогали им в поле, сажали и пропалывали картошку, капусту. Вечерами вся деревня собиралась в сельском клубе. Люди жили просто и весело. 22 июня 1941 года наша жизнь изменилась. Всех мужчин и парней забрали на фронт, деревня опустела. Мы узнали о начале войны, - вспоминает Сергей Викторович.
На оккупированной фашистами территории он жил с октября 1941 года по август 1943-го. С первых дней войны гитлеровцы установили в деревне режим жесточайшего террора. Появились виселицы, на которых казнили нарушителей нового порядка. Хоронить этих людей сразу не давали. Было запрещено выходить из дома после 17 часов. Передвижение в другие населенные пункты разрешалось только по пропускам. Запретили ходить в лес за грибами и ягодами. За всякое подозрение в связях с партизанами расстреливали.
Трудоспособное население каждый день в любую погоду выгоняли под дулами автоматов на самую тяжелую работу.
- Нас, подростков, стали гонять на работы в лагеря. Мы строили дороги, выполняли земляные работы, готовили лес, дрова. Мне довелось работать в Жиздринском и Людиновском лагерях.
Дожить до победы…
Около двух лет люди жили под фашистским гнетом, и каждый день грозил смертью. Особой жестокостью отличалась расправа за связь с партизанами. Вот как описывает Сергей Викторович один из таких случаев.
- Было 7 января 1942 года. Я на своей лошади вез больную мать к знахарке в Овсорок. Только подъехали к дому знахарки, началась стрельба. Оказалось, что это партизаны, которые остановились в одной избе на отдых, открыли огонь по немцам, которые ехали на подводах. На следующий день отряд немцев-карателей прибыл в село Овсорок. Стали поджигать дома, сгонять население к церкви. Женщин и детей отвели в сторону, а мужчин и подростков расстреляли. Всего 68 человек. Плач, стон слышались над деревней. Расстреливали поодиночке. Расстрелянных долго не разрешали хоронить. Но потом люди их похоронили в одной братской могиле. Так фашисты отомстили за стрельбу партизан.
В июле 1943-го немцы стали проявлять беспокойство, так как наша армия перешла в наступление. Стали сжигать населенные пункты, расположенные недалеко от д. Судимир. Все оставшиеся жители решили единогласно, что нужно уходить в леса.
Уходили семьями. Выбирали удобные места, строили землянки. Родители Сергея Викторовича, две его младшие сестры и брат тоже укрылись в лесу.
Ничего не предвещало беды. Но одна женщина решила пойти в деревню, узнать, что там происходит. На железной дороге ее задержали немцы и силой заставили показать, где прячется в лесу население деревень. Всех, кого обнаружили, фашисты отправили на сборный пункт деревни Улемль Жиздринского района. Людей ждала страшная судьба - их всех увезли в концлагеря. Увезли бабушку Сергея Викторовича и ее дочь с двумя маленькими детьми. Дети погибли в концлагере.
К огромному счастью, Сергей Викторович и его семья не попали под немецкую облаву, так как ушли далеко в лес. Питаться было нечем. Ели ягоды, грибы, пили грязную воду. До сих пор Сергей Викторович не может понять, как они выжили…
Но, как бы тяжело ни было, люди верили и надеялись на победу наших войск. Помнит Сергей Викторович, как узнали жители, скрывавшиеся в лесах, о долгожданном освобождении родной деревни.
- Как-то в лес, где мы находились, пришли наши солдаты и приказали всем собраться в одном месте. Один офицер в форме пограничника достал из полевой сумки списки и всех, кто был причастен к сотрудничеству с фашистами, забрали под охрану и отправили в неизвестном направлении. А нам сказали, что мы освобождены, фашисты с этой территории изгнаны, и можно идти в деревню. Радости нашей не было предела! Ее не омрачило то, что мы увидели в деревне: все дома были сожжены, колодцы и железная дорога взорваны. Но это была уже мирная жизнь! Без «нового фашистского порядка». Люди принялись строить временные жилища. Все работали сообща, помогали друг другу, - продолжает свой рассказ ветеран.
«Мы смерти смотрели в лицо…»
В начале ноября 1943 года Сергея Чвоканова призвали в ряды Красной армии. Служил в запасном полку города Брянска. В июле 1944 года в составе сержантской роты был направлен в состав 323-й Брянской Краснознаменной стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Был сержантом – командиром отделения автоматчиков. Участвовал в освобождении Польши. Самое страшное событие, которое сильно врезалось в память Чвоканова, произошло именно там.
После освобождения концлагеря Майданек, что около города Люблина, он увидел ужасающую картину. Это была настоящая фабрика смерти! Крематории, бараки с двух- трехъярусными нарами, колючая проволока в несколько рядов, горы обуви - мужской, женской и детской. И горы пепла… По рассказам очевидцев, людей под предлогом мытья в бане заводили в комнату, заставляли раздеваться догола. Вещи уносили. А затем в комнату подавали газ. Люди гибли, а их тела на вагонетках вывозили в печи крематория. Жители Люблина рассказывали красноармейцам, что, когда ветер дул со стороны концлагеря, в городе невозможно было дышать.
Сергей Викторович стал свидетелем публичной казни одного из карателей, который служил в этом концлагере. Его приговорили к повешению, и приговор привели в исполнение. При этом присутствовали как наши солдаты, так и местные поляки из окрестных сел и деревень.
В январе 1945 года в ходе Висло-Одерской наступательной операции Чвоканов был тяжело ранен и до июня 1945 года лечился в госпиталях. После излечения признан инвалидом второй группы.
Ветеран награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За победу над Германией».
С августа 1945 года Сергей Викторович начал свою педагогическую деятельность в родном Жиздринском районе. Преподавал физкультуру и начальную военную подготовку в Зикеевской семилетней школе, работал директором Улемецкой семилетней школы. В 1960 году выпускника географического факультета Московского заочного педагогического института назначили директором Овсорокской восьмилетней школы. 28 лет Сергей Викторович проработал директором, а затем еще 17 лет преподавал географию. Его педагогический стаж составляет 60 лет!
Находясь на заслуженном отдыхе, Сергей Викторович по сей день принимает активное участие в работе районного совета ветеранов войны и труда. Он, как и прежде, вносит неоценимый вклад в патриотическое воспитание молодежи - встречается с учащимися в школах, на тематических мероприятиях, конкурсах, конференциях. Считает, что наши дети, внуки должны быть достойными продолжателями славы своих дедов и прадедов. Память о подвигах солдат не должна быть стерта.
Пятеро уроженцев Жиздринского района удостоены звания Героя Советского Союза.

Газета
Прямая линия













