Красно-белая история
В XIX веке значительная часть центра Тарусы выглядела совсем не так, какой привыкли видеть ее жители. Здания, которые сейчас отштукатурены и окрашены, представляли собой краснокирпичную застройку с белыми декоративными элементами — карнизами и наличниками. Аналогами их являются известные Дом купцов Позняковых или здание школы искусств (бывшая земская больница). Иначе выглядел, например, двухэтажный жилой дом «с колонками» и выходящими ребром кирпичами, характерными для торгового ряда, по улице Розы Люксембург прямо напротив здания автовокзала. Старинные фотографии донесли до нас и внешний вид большого краснокирпичного дома, на месте которого теперь построен Сбербанк России.
Представителям фонда и архитектору «Центра наследия» удалось выявить закономерность тарусской застройки второй половины XIX века: такие красно-белые здания в значительной степени являлись для старого города стилеобразующими. В застройке использовалось несколько устойчивых мотивов, в частности, одинаковое оформление окон. Для Калуги, к примеру, это редкость — в областном центре разнообразие элементов выражено гораздо шире. А в Тарусе часто виден один и тот же повторяющийся мотив и одни и те же технологические решения, что определенно является стилеобразующим признаком старинного образа города.
Бывает так, что центральный фасад здания отштукатурен, а на внутреннем, дворовом, — обычное дело, что его не ремонтировали, — вдруг встречается элемент, который остался таким, каким и был в XIX веке. Его просто забыли и не трогали. Но именно он и может говорить о первоначальном облике здания.
Вообще во дворах встречаются любопытные остатки старинных конструкций и отделки. Например, окно «у нотариуса» в арке в сторону бывшей районной библиотеки и магазина «Белочка». Здесь хорошо видны наличники. Так что вся история Тарусы буквально «спрятана» внутри дворов.
Очень интересен в архитектурном плане квартальчик старой застройки в районе военкомата на проспекте Пушкина. Там можно увидеть уникальный декоративный мотив: двухцветные, красно-белые кирпичи, которые хорошо видны с боковых фасадов и со двора дома. Причем это не простое чередование цветов: каждый кирпич был сделан мастерами двухцветным изначально. В белом старинном кирпиче на срезе видно красное тело.
Заслуживает внимания здание, где сейчас находится полиция. Если присмотреться ко второму этажу, можно увидеть характерную «волну» – соединенные в одну волнистую линию арочные замки над окнами. «Волна» чередуется и на исторических домах, стоящих по улице Комсомольской. Редкий, например, для того же областного центра, мотив не может повторяться просто так как минимум на пяти-шести зданиях в городе. Этот факт требует к себе внимания и дальнейшего исследования, отметила рабочая группа. В рекомендациях она указала, что, если речь пойдет о восстановлении исторического облика города, эту красно-белую кирпичную гамму необходимо будет возвращать или по возможности усиливать.
Таруса деревянная
В Тарусе существует по сей день еще один тип застройки: деревянный город. Часть его появилась, когда жители переезжали из деревень в город и перевозили с собой свои дома. На тарусских улочках еще сохранились эти деревенские пятистенки начала XX века, а есть и еще более старые. Деревянные дома на кирпичных подклетах мы можем, к примеру, видеть на склоне улицы Ленина. То, что деревянный город, представляющий собой основной массив, так называемую ткань города, вообще сохранился – большая редкость для городов России, отметил эксперт.Помимо пятистенок есть и дома с характерными для городской мещанской усадьбы крылечками, украшенными навесами и венчающими подзорами, которые выходят не во двор, а прямо на улицу. Несколько таких стоит на улице Тургенева. Домов XIX века, имеющих более или менее аутентичные фасады, в Тарусе осталось десятка полтора-два. На самом деле их больше, но эти срубы сейчас уже укрыты сайдингом. Все сохранившиеся деревянные дома находятся в списке объектов культурного наследия, составляют исторический облик Тарусы и тоже нуждаются в охране.
Жемчужина на карте
Усадьба Барятино, известная с XVII века, из всех бывших дворянских усадеб, расположенных на территории района, сохранилась лучше всех. Это настоящая историческая жемчужина области. Почти полтора века здесь сменяли друг друга поколения княжеского рода Голицыных. Существующий ныне вид усадьба начала приобретать в середине позапрошлого века, после того как старая голицынская вотчина перешла по наследству к князю Дмитрию Сергеевичу Горчакову. Последний владелец усадьбы, его сын князь Сергей Дмитриевич Горчаков, перед революцией был последним калужским губернатором.В настоящее время здесь восстановлен храм Успения Пресвятой Богородицы, относительно хорошо сохранился бывший господский дом, в котором находится сельская школа. Территория вокруг него ухожена, как и постоянно расчищаемый местными жителями прекрасный княжеский парк. Но есть уже и большие утраты: нет башни, венчающей часть дома, оранжереи, на месте которой стоит арочное металлическое сооружение спортзала. Требует пристального к себе внимания бывший дом управляющего с сохранившимися стенами без трещин и мощным фундаментом — сейчас он зияет пустыми окнами, внутри — разруха, практически утрачены перекрытия.
Фонд планирует уточнить объектный состав ансамбля барятинской усадьбы, сейчас объектов насчитывается двенадцать. Совместно с администрацией сельского поселения здесь пройдут субботники по расчистке и замене окон в доме управляющего. Осложняется вопрос тем, что у исторического дома есть собственник, но где он сейчас, неизвестно.
Потрясающим памятником материальной культуры 70 – 80-х годов XIX века остается здание амбара. Посреди яркой, пестрой эклектики дворянской усадьбы возвышается строгая, похожая на маленький европейский замок краснокирпичная постройка. Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков, адъютант императора Александра II, коллекционер и библиофил, много путешествовал в немецких землях и, возможно, привез план будущего строения оттуда. Построек такой конструкции в средней России очень мало. Это фактически «здание в здании»: деревянный огромный сруб с клетями-отсеками, продуманной технологией хранения и подачи зерна, системой вентиляции, с уникальной отделкой деревянных деталей, который находится внутри каменного здания. Специалисты называют барятинский амбар шедевром технической архитектуры того времени. И оно практически полностью сохранилось — сюда можно смело водить экскурсии и рассказывать, каких вершин в XIX веке достигало усадебное хозяйствование и культура быта.
Кстати
Современные улицы центральной части Тарусы наследуют план застройки города, утвержденный указом императрицы Екатерины Великой 1777 года. После опустошительного пожара в 1779 году город на Оке был перепланирован по новому, регулярному, высочайше «конфирмованному» плану. От центральной доминанты — Петропавловского собора улицы поднимались на холмы, создавая замечательные перспективы на сам город и заречные дали. Ось симметрии проходила от Петропавловского собора до современного киноконцертного зала «Мир», от нее также симметрично располагались жилые кварталы. Если взять современный снимок исторической части города и наложить его на екатерининский план, обнаружится почти совпадение. Эта планировка, практически полностью сохранившаяся до нашего времени, – замечательный памятник русского градостроительного искусства.
Современные улицы центральной части Тарусы наследуют план застройки города, утвержденный указом императрицы Екатерины Великой 1777 года. После опустошительного пожара в 1779 году город на Оке был перепланирован по новому, регулярному, высочайше «конфирмованному» плану. От центральной доминанты — Петропавловского собора улицы поднимались на холмы, создавая замечательные перспективы на сам город и заречные дали. Ось симметрии проходила от Петропавловского собора до современного киноконцертного зала «Мир», от нее также симметрично располагались жилые кварталы. Если взять современный снимок исторической части города и наложить его на екатерининский план, обнаружится почти совпадение. Эта планировка, практически полностью сохранившаяся до нашего времени, – замечательный памятник русского градостроительного искусства.
Наша справка
Выявленный объект культурного наследия согласно федеральному законодательству подлежит государственной охране. Памятнику архитектуры нельзя наносить ущерб: сносить, самовольно перестраивать, каким-то образом вмешиваться в его архитектурный облик. Собственник, владеющий таким объектом, принимает на себя целый ряд требований охранного обязательства.
Выявленный объект культурного наследия согласно федеральному законодательству подлежит государственной охране. Памятнику архитектуры нельзя наносить ущерб: сносить, самовольно перестраивать, каким-то образом вмешиваться в его архитектурный облик. Собственник, владеющий таким объектом, принимает на себя целый ряд требований охранного обязательства.
Кстати
Фонд «Тарусское наследие» готовит к изданию книгу. Это будет документальная хрестоматия, охватывающая историю Тарусской земли начиная от первых ее упоминаний в летописях. Ко всем историческим материалам хрестоматии будут даны подробные комментарии. Новая книга должна увидеть свет летом этого года.
Фонд «Тарусское наследие» готовит к изданию книгу. Это будет документальная хрестоматия, охватывающая историю Тарусской земли начиная от первых ее упоминаний в летописях. Ко всем историческим материалам хрестоматии будут даны подробные комментарии. Новая книга должна увидеть свет летом этого года.