К жизни и работе калужского Центра реабилитации диких животных «Феникс», организатором и руководителем которого является Вероника, мы обращаемся регулярно. Не только затем, чтобы описать изменения, произошедшие в жизни приюта, но и с целью просвещения.
Земля - в аренде, животные - в наличии
О постояльцах центра «Феникс», их привычках и особенностях мы подробно рассказывали на протяжении прошлого года. Однако все меняется. Хорошо, что и в лучшую сторону.- Вопрос с землей, на которой находится центр, наконец решился: она передана в пользование городскими властями, - обрадовала Вероника Матюшина.
Список подопечных значительно изменился. Так, все три лося уехали в зоопарки и экопарки. Лосю необходим ареал в 200 гектар: это и пространство для жизни, и достаточное количество веточного корма. - Поэтому на наших трех гектарах им существовать невозможно.
Зато количество волков увеличилось с трех до восьми, а к девяти енотам добавились еще три - их «по традиции» отдали бывшие владельцы, разочаровавшись в экзотическом «милом» питомце. Дальше «по мелочи»: две носухи, совы-неясыти, канюки, сокол-пустельга, три аиста на зимовке, три ворона... И, конечно, медведица Машка, которая неторопливо укладывается в спячку.
Пристроить животных из центра в зоопарки получается лишь в редких случаях: там не примут животное с инвалидностью или с заболеваниями, приобретенными по причине травмы или неправильного ухода. А в «Феникс» часто попадают именно такие.
В спасении не нуждаются
«Несуны» - так в «Фениксе» называют людей, принесших из леса дикое животное с уверенностью в своей благородной миссии. «Мы нашли лисенка», «спасли зайчонка», «встретили лосенка, мамы рядом не было, наверное, бросила»...
- Если вы принесли из леса дикое животное и в течение трех дней не уведомили областное министерство природных ресурсов - вы браконьер, - жестко поясняет Вероника.
Жесткость руководителя «Феникса» абсолютно оправдана: именно такие «спасенные» животные часто становятся постояльцами центра. И чем дольше животное пробыло у людей, тем меньше шансов вернуть его в дикую природу. Собственно, час икс - это те самые определенные законом три дня. Если животное привыкло к человеку - увы...
Проблем добавляют и неправильный уход, и неправильное кормление. Забирая зверушку из дикой природы, люди об этом не задумываются. А когда сталкиваются со сложностями в содержании, уходе и лечении, бывает слишком поздно. Решать проблемы приходится сотрудникам реабилитационных центров для диких животных.
А есть ли статус?
Как мы уже рассказывали, в «Фениксе» всего два сотрудника, они же организаторы: сама Вероника и ее супруг Сергей Клочек. В остальном центр держится на волонтерах и меценатах - так называет Вероника людей, помогающих материально: стройматериалами, едой для животных, деньгами...Большинство помощников - бывшие ученики Вероники, которая много лет преподавала биологию в Областном центре образования. В этом году она ушла на пенсию, целиком сосредоточившись на центре реабилитации. Таких организаций в стране меньше пятидесяти, и статус их до сих пор не определен. Об этом, кстати, шла речь на недавнем Первом съезде защитников животных, где Вероника выступила экспертом и докладчиком.
- Подобные центры остро нуждаются в признании и поддержке государства, - говорит она. - Требуются финансирование для оплаты труда сотрудников, ветеринарные услуги, профилактическая работа... Но пока это не прописано, центры существуют лишь на энтузиазме создателей. А сотрудники МЧС перенаправляют граждан, сообщающих о появлении в городе диких животных, на телефон Вероники Матюшиной.
Опасные контакты

«Биоэтика» - раздел под таким названием руководитель «Феникса» непременно включила бы в учебники биологии.
- Ни один из моих учеников не обидит животное, более того - они научат грамотному и уважительному отношению к животным своих детей, - убеждена она.
Одно из правил грамотного отношения - не использовать животных для развлечения, если им это приносит страдания. Речь о тех обезьянках и совах, с которыми вам предлагают сфотографироваться на курорте. И о передвижных контактных зоопарках (их деятельность уже шесть лет как запрещена законом «Об ответственном обращении с животными»), которые продолжают действовать при попустительстве надзорных органов и поощрении идущих туда людей.
- В законе было четко обозначено: либо становитесь стационарным зоопарком, где животные будут иметь достаточно места и качественное обслуживание, либо закрывайтесь, - говорит Вероника. - Я знаю людей, которые пошли по первому пути: приобрели землю, построили зоопарк. Однако передвижные «контактники» продолжают разъезжать по городам, маскируясь под другими названиями.
Как раз сейчас такой «дом животных» расположился в одном из торговых центров Калуги, и многие родители радостно ведут туда детей, хотя для того, чтобы понять условия содержания, достаточно почитать отзывы на странице этого «зверограда» в ВК.
«Животные в очень печальном состоянии. Морские свинки почти лысые, воды в поилках нет. Одна была очень худая, не могла встать, остальные по ней бегали... Обезьяны очень агрессивные, одна напугала дочку...»
«...Пожалела, что пошли туда!Все животные такие замученные... Вонь стоит отвратительная!»
«Первый и последний раз посетили такую выставку. У обезьяны вообще рана на голове».
«Очень жалко зверушек. У красного попугая какаду глаза не открываются, у одного суриката рана на шее, лежит еле дышит. Вода грязная! Вся в плесени!»
- Животные в таких контактниках - расходный материал, - в очередной раз разъясняет Вероника. - Они в постоянном стрессе от шума и прикосновений, от тесноты и невозможности укрыться. Разумеется, они часто болеют и быстро «выходят из строя». Владельцев это, как правило, мало беспокоит: для успокоения даются транквилизаторы, а на вырученные деньги «живую игрушку» можно заменить на новую.
Куда отправится старая? Вопрос риторический.
Наталья ЛУГОВАЯ
Фото предоставлено ЦРДЖ «Феникс»

Газета
Прямая линия












