Любителя истории родного края, архитектора и коллекционера Олега Лямцева мы уже представляли на страницах нашей газеты в приложении «Кто в доме хозяин». В статье «Некому березку заломати» Олег Анатольевич рассказал о народной традиции села Бутчино делать на Троицу куклу-кукушку.

Есть в его коллекции и другие игрушки – те, в которые играли сельские ребятишки прошлого века.
– У нас на даче стоит кукла, которую дочка сделала в свои пять лет: на пластиковую бутылочку, напоминающий женскую фигуру, натянула носок, нарисовала лицо, раскрасила бумажный фартук – получилась Берегиня нашего дома, – рассказывает Олег Анатольевич.
Дети – великие фантазеры и творцы. Умение воображать и изобретать заложено в них природой. Возможно, поэтому в наш век изобилия покупных игрушек и виртуальных игр начинает особенно цениться рукотворное, сделанное неидеально, но с душой и фантазией.
Берестяные мячи, погремушки из высушенного куриного зоба, вертушки из жестяных банок... Игрушки делали из любого подручного материала: ткани, глины, дерева.
«Самодельные, примитивные, но очень самобытные и очень, надо заметить, редкие», – так характеризует Олег Лямцев игрушки сельских детей прошлого века. Их редкость вполне объяснима: они хранились, пока были нужны. Когда дети вырастали, такие игрушки часто отправлялись в топку за ненадобностью. Разве что крупные, на изготовление которых были затрачены время и силы, могли забросить на чердак для внуков-правнуков.
Поэтому Олег Анатольевич рад каждому новому экспонату, который приходит в коллекцию.
Зоркость и меткость

Помимо «прикладных» экспонатов есть в коллекции Олега Лямцева и такие, которые потрогать нельзя. Но ценность их от этого не меньше.
Дворовые игры – отдельный пласт истории и, к сожалению, все более редкий. Чем дальше идет прогресс, тем меньше дети бывают на улице, общаются и взаимодействуют, изобретая новые игры.
«Бабки» – одна из самых древних: на территории Киевской Руси она была известна еще в VI – VIII веках. Правда, в разных регионах название ее звучало по-разному: «козны», «шугаи», «панки», «лодыжки»...
– «Бабками» называли кости суставов копытных животных, которые оставались после разделывания туши, – рассказывает Олег Анатольевич. – В качестве биты бралась, как правило, косточка с утяжелителем – залитым внутрь свинцом, или специальная металлическая бита. Задачей играющих было выбить как можно больше «бабок».
С течением времени менялись и «бабки».
– Моя мама рассказывала, что они клали монетки и пытались их перевернуть, ударяя битой из осколка от чугунка, – говорит коллекционер.
Неизменными оставались правила, которые требовали от игроков зоркости и меткости, развивалось умение общаться, выигрывать и проигрывать... Не случайно подобная игра встречается в разных культурах у разных народов.
Несколько лет назад в библиотеке Олега Лямцева появилось уникальное издание: «Бабки-подкоски» – единственное и очень редкое методическое пособие по организации соревнований по этой народной игре.
Каталки

Изготовлением игрушек часто занимались сами ребята: вырезать фигурку из дерева, слепить из глины, сшить или свернуть куклу из лоскутков для них не составляло большого труда.
Каким-то чудом сохранилась деревянная каталка на длинной ручке. Такая, на первый взгляд, примитивная игрушка заменяла мальчишке и каталку, и лошадку.
– Точно такую же я видел в каталоге Российского этнографического музея, – рассказывает Олег Лямцев.
Глиняные свистульки

Глина всегда была одним из самых популярных материалов для творчества. Кто из малышей откажется от такой свистульки? В коллекции Олега Анатольевича таких много, и все – разные.
– Вот буквально несколько глиняных свистулек, а какое разнообразие в технике лепки, в росписи, в трактовке образов, – показывает коллекционер.
Деревянные игрушки


Взрослые брались делать игрушки для детей и внуков, когда было свободное время. Такие вот лошадки-каталки, конечно же, сделал взрослый мастер.
– Найти подобный раритет в хорошем состоянии сложно, а если и найдется – это будет очень недешевый экземпляр, – говорит Олег Лямцев.
В его коллекции таких лошадок несколько, и все они так или иначе нуждались в ремонте и реставрации. По следам на деревянном туловище можно было предположить, что когда-то у лошадки была и расцветка «в яблоко», и даже седло.
Соломенные фонари

Эти удивительные украшения – фонари из соломы различных форм – пришли с запада. Особенно широко их использовали в Козельском районе нашей области, украшая дома на Рождество.
Увы, яркий пластик почти вытеснил из нашей жизни самодельные игрушки, а «живые» игры все больше уходят в прошлое под напором компьютерных. Названия «городки», «вышибалы», «казаки-разбойники» ничего не говорят современным детям. Останется ли у современных детей желание творить и фантазировать? Наверное, это покажет лишь время.
Наталья ЛУГОВАЯ
Фото из архива Олега ЛЯМЦЕВА

Газета
Прямая линия












