Обычная, совсем не военная семья, для мужчин которой долг перед Родиной – это святое. Отец, Юрий Бурлаков, прошел Афган. В биографии деда – четыре года службы на Черноморском флоте. Ну а сын Николай Бурлаков, имея за плечами опыт срочной службы и службы по контракту, отправился добровольцем на СВО.
Мечты сбываются
О профессии военного Николай мечтал со школьной скамьи: вдохновляли рассказы деда о флотской службе, с замиранием сердца слушал рассказы отца – ветерана Афганской войны, который считал, что мужчина должен служить и, если надо, в любой момент встать на защиту Родины.
После школы юноша окончил Детчинский аграрный колледж и сразу же ушел в армию. Служил во Владимирском специальном моторизованном полку внутренних войск. Подразделение обеспечивало охрану общественного порядка и объектов особой государственной важности. С образованием Росгвардии часть, в которой служил Николай, вошла в состав этой спецслужбы.
По окончании службы юноша подписал контракт и остался еще на три года. Затем демобилизовался, вернулся к мирной жизни. И тут началась СВО…
В подразделении «Ахмат»
Николай стал одним из первых добровольцев, отправившихся в зону спецоперации: считал, что с его опытом просто обязан попасть на передовую. Выбрал самую сложную и тяжелую службу — штурмовиком–снайпером в подразделении «Ахмат». Однако сначала пришлось ехать в Грозный.
– В 2022 году были сформированы мотострелковый полк и три мотострелковых батальона, подчиненных Мин-
обороны, так называемый добровольческий отряд «Ахмат», позже также вошедший в подчинение полк и отдельный отряд ОМОН в составе Росгвардии, – рассказывает сержант Бурлаков. – Меня удивило, что в батальоне чеченцев оказалось не больше 20 процентов, остальной состав – приехавшие со всех концов страны бойцы разных национальностей. Нас объединяло то, что мы – россияне.
Штурмовики освобождали Северодонецк, Лисичанск, Владимировку, жители которых месяцами жили в заминированных подвалах многоэтажек. Жили целыми семьями, натерпевшись холода, страха и лишений.
– Среди них были малыши, больные и пожилые люди, которые уже успели приспособиться к окружающей среде, хотя условия были ужасные, – вспоминает Николай Юрьевич. – Круглые от страха глаза детей мне никогда не забыть. Жестокость боевиков ВСУ переходит все границы.
Победа будет непременно за Россией. Как говорил наш командир спецназа «Ахмат» Апти Алаудинов, в этой войне мы уже победили. Потому что россияне стали единой большой семьей и готовы к любым испытаниям.
Не для слабых
На фронте действительно другие ценности, говорит Николай, без сплоченности и взаимовыручки не выжить. Молодых двадцатилетних ребят опытные бойцы обучали на ходу: давали то, что знали сами, делились опытом и всем необходимым.
– «За ленточкой» все по-другому, – поясняет снайпер. – И отношение к самому себе меняется. Ты становишься сильнее, собраннее. Перед тобой боевая задача, и ты должен ее выполнить, несмотря ни на что. Война – место не для слабых.
Девиз снайперов: «Профессионализм, точность, выдержка». Про них говорят, что это серьезный, молчаливый и сосредоточенный народ. Ведь враг в первую очередь вычисляет снайпера и старается его уничтожить.
– Мы знали, куда шли, выбрали этот путь осознанно, и обратного пути для нас не было, – убежден Николай.
Возвращение
А вот к мирной жизни пришлось привыкать, и было это непросто.
– Как-то шел по улице Ленина, мимо меня проезжала машина, от глушителя которой прозвучал выстрел, я сразу интуитивно присел. Реакция на громкие звуки была очень сильной, – вспоминает Николай Бурлаков. – Не раз в холодном поту просыпался ночью от страшных снов. Потом привыкаешь, адаптируешься, конечно. Главное – настраивать себя на позитив. После СВО я не стал жестким, как некоторые думают о нас. Напротив, более сентиментальным, что ли…
Ветераны СВО и в мирной жизни дорожат товариществом и стараются помогать друг другу. С любыми проблемами бойцы могут обратиться к координаторам Фонда «Защитники Отечества» в Малоярославце, они всегда найдут возможность помочь и проконсультировать.
– В прошлом году фонд помог провести газ в дом, – рассказывает Николай. – Школы постоянно приглашают на встречи с учащимися. В общем, меня активно вовлекли в патриотическое воспитание.
Сейчас Николай Бурлаков помимо основной работы много занимается общественной деятельностью. Он один из самых активных членов Ассоциации ветеранов СВО – это объединение участников и ветеранов боевых действий со всей России для защиты прав и интересов, помощи друг другу и воспитания молодежи. К нему обращаются с самыми разными вопросами, например, об установлении забора вокруг земельного участка ветерана-инвалида СВО из Малоярославецкого района. И Николай старается организовать эту помощь в срочном порядке, солдатская дружба и взаимовыручка помогают преодолевать любые преграды.
Патриотизм по наследству
Ну а дома его ждет семья: жена Анна и тринадцатилетний Захар, опеку над которым супруги оформили несколько лет назад. В прошлом году мальчик отдыхал в Чечне в Академии дружбы народов «Ахмат», куда приезжают дети бойцов СВО. Эти две смены, направленные на физическое развитие мальчишек и их патриотическое воспитание, Захар запомнит на всю жизнь. И безусловно, станет настоящим патриотом своей страны, ведь перед глазами у него яркий пример мужества и отваги в лице Николая.

Николай со своими сослуживцами у сожженного бронетранспортера ВСУ.
Из немногочисленного скарба, привезенного с Украины в Малоярославец, Бурлаковы взяли с собой и армейский альбом — двухлетнюю историю воина-пограничника Юрия Бурлакова, отца Николая.
Над таким альбомом долго трудится заканчивающий службу солдат-срочник, создавая с помощью ножниц и клея, бархатной бумаги, фольги и других подручных средств неповторимый шедевр...
— Бывало, всю ночь сидишь, — посмеивается Юрий Валентинович, хозяин и «дизайнер» альбома.
На обложке золотыми буквами — название военного округа, затем неизменный в альбоме солдата войск КГБ атрибут — профиль Ф.Э. Дзержинского с его знаменитым высказыванием о горячем сердце и холодной голове.
На первых страницах — фотографии с проводов Юрия Бурлакова в армию в мае 1987-го. Дело было на Украине, в родной Кировоградской области. К армейской службе тогда относились с большим уважением, ребят-срочников провожали всем селом…
– Сначала на полгода отправили в сержантскую школу связи в Алма-Ату, затем служил в Панфиловском погранотряде Краснознамённого Восточного пограничного округа КГБ СССР на советско-китайской границе, – рассказывает Юрий Валентинович.
Задачей молодого бойца было обеспечивать связью девять застав округа. Свою работу Бурлаков выполнял безупречно, за что был отмечен значками «Отличник Советской Армии» и «Отличник погранвойск II степени».

На любительских снимках запечатлен весь солдатский быт. Множество боевых машин и озабоченные, обветренные лица наших солдат… Смуглые люди в чалмах… А вот по дороге длинной змейкой протянулась колонна автомашин. Это уже Афган. В сентябре 1988 года мотоманевренная группа – 30 БМП, около 250 человек, в которую входил Юрий, была командирована в Керкинский погранотряд Краснознаменного Средне-Азиатского пограничного округа. Перед группой стояла задача переправить из Советского Союза в Афганистан автоколонны с гуманитарной помощью: продуктами, лекарствами, техникой. Точка дислокации располагалась в Файзабаде, провинции Бадахшан. Юрий Бурлаков обеспечивал связь колонны с командным пунктом, с вертолетами.
В чужой стране, в условиях затянувшейся вой-ны, Бурлаков также безупречно выполнял свои обязанности. Уже в Афганистане он был награжден значком «Отличник погранвойск I степени».
А потом была мирная жизнь и мирная работа – до самой пенсии Юрий Бурлаков трудился на Малоярославецком приборном заводе.
– Мой дед по матери Николай Никифорович родился в 1938 году, – рассказывает Николай Бурлаков. – Окончил восьмилетку, поступил в горнопромышленное училище в г. Новый Донбасс. Рассказывал, что учился на «отлично» по всем предметам, но особенно ему нравились математика и физика.После получения диплома Николай Никифорович работал машинистом угольного комбайна.

А дальше – служба на долгих четыре года. Николай Никифорович был командиром отделения радиометристов на крейсере «Адмирал Нахимов» на Черноморском флоте.
– Дедушка всегда добрыми словами вспоминал четыре года службы, поименно помнил своих сослуживцев, – вспоминает внук. – Мне очень нравилось, когда в День Военно-Морского флота он надевал свою любимую бескозырку, его глаза тогда сияли счастьем. Я горжусь, что мой дедушка служил в ВМФ. И уверен, что он гордился бы мной.


Отец и сын: Юрий и Николай Бурлаковы.

Военком Малоярославца вручил Николаю удостоверение ветерана.
Светлана ЛАРИНА
Фото из домашнего архива семьи Бурлаковых