Не минусуем, а плюсуем

Михаил БОНДАРЕВ
19.03.2021 09:40
Онлайн-образование должно гармонично сочетаться с классическим.

Продолжаем тему внедрения в школы федерального проекта «Цифровая образовательная среда». По этому вопросу в обществе, социальных сетях не утихают дискуссии. Мы уже давали слово управленцам, руководителям школ. Необходимо, конечно же, выслушать и мнение родителей. Сегодня наш собеседник – отец троих детей, педагог дополнительного образования товарковской средней школы №1 Дзержинского района Сергей Диков.

Помощь для детей, которые хотят учиться

– Сергей Николаевич, проводятся ли у вас родительские собрания, где подробно рассказывают о задачах проекта «Цифровая образовательная среда»?

– Да, проводятся. В нашей школе, например. Знаю, что проводились и в Кондрове.

– Что даст, по вашему мнению, родителям и детям внедрение в школах проекта ЦОС? Какие проблемы решит? 

– Здесь необходимо понимать разницу между средой и системой. Если это будет система, созданная под конкретные цели, жестко структурированная, тогда она, скорее всего, долго не протянет, так как при отсутствии гибкости очень быстро устареет. Если эта среда будет содержать элементы дублирующие, конкурирующие, то срок ее жизни, считаю, будет гораздо дольше.

Я думаю, что создатели пойдут по пути объединения уже существующих цифровых платформ. Среди них, на мой взгляд, есть удачные, не очень удачные и совсем плохие. Все будет зависеть от того, насколько критично разработчики подойдут к отбору исходного материала. Если, например, ЦОС объединит сайты школ, вузов с выложенными на них уроками, лекциями, то это будет замечательно. Дети смогут выбрать того учителя, который им ближе по стилю преподавания. Если цифровая среда обеспечит учеников хорошими интерактивными задачниками для закрепления пройденного материала – прекрасно. Все в конечном итоге упирается в «если». И здесь у меня масса вопросов. Однако в любом случае облегчение доступа к базе образовательных данных – это большой плюс для родителей и детей, которые хотят учиться. При условии, что родители, конечно же, обеспечили своих детей компьютером и хорошим интернет-соединением.

Развитие за счёт новых технологий

– Если речь идет о внедрении ЦОС в школах, то здесь много вопросов относительно материально-технической готовности образовательных организаций, учителей-предметников, по ограничениям СанПиНов. Думаю, что в случае идеального внедрения этого проекта появится возможность обеспечить одну из главных целей ФГОС – превращение учителя из урокодателя в координатора образовательных траекторий учеников. Не на словах, а на деле. Кроме того, для многих родителей важно убедиться в том, что ребенок хорошо усвоил материал.

Если все уроки будут доступны онлайн, школьник всегда сможет при необходимости вернуться к теме, которая требует дополнительной проработки. Я считаю, что онлайн-обучение должно дополнять классическое и дать детям возможность развиваться за счет новых технологий, более детально изучать те предметы, которые им интересны. И это поможет им при выборе профессии и жизненного пути. Но это в теории, а как будет на практике, покажет лишь время.

Обучение по WhatsApp – профанация

– Многие родители почему-то боятся, что ЦОС направлена исключительно на дистанционное обучение. Но это ведь не так...

– Проект ЦОС - всего лишь инструмент. Цифровая образовательная среда, безусловно, может расширить возможности для получения знаний, но не заменить личное общение с учителем. Конечно же, ЦОС вводится не вместо обычного обучения, а вместе с ним. Но так как цифровизация является онлайн-инструментом, то вполне логично отождествление ее с дистанционным обучением, в котором тоже нет ничего плохого, если дистанционка является средством, а не целью. Такое обучение, по моему мнению, хорошо в тех случаях, когда очное обучение по тем или иным причинам невозможно. И только точечное. Массовое дистанционное обучение – химера. И если технологические причины возможно преодолеть хотя бы в теории, то главное препятствие – неспособность учеников заниматься самостоятельно – за крайне редким исключением непреодолимо. И результаты прошлогодних весенних экспериментов с продолжительной дистинционкой, к сожалению, это во многом подтвердили.

Жизнь показала, что обучение по WhatsApp – это не обучение, а, извините, профанация. Обучение в режиме онлайн-конференции – это лишь отдельный элемент (по сути, лекция). Каким образом в этом случае обеспечить отработку практических навыков, например, по русскому языку, иностранным языкам, по математике, не ясно. При этом в режиме онлайн-конференции для более чем 20 участников обеспечить реальную обратную связь практически невозможно, то есть онлайн-конференция применима, но в разумных пределах.

За разумную цифровизацию

- И все это достаточно очевидно не только для учителей, которых вдруг бросили в эту стихию дистанционного обучения, но и для многих родителей. И вся беда в том, что как родители, так и учителя теперь, скорее всего, долго не оправятся от того шока, который они получили весной прошедшего года. Отсюда, на мой взгляд, все страхи и отрицание многих родителей всего, что связано с IT-технологиями в школе, так как им были продемонстрированы все отрицательные стороны этих технологий, а также результаты их необдуманного применения.

В завершение хочу сказать, что лично я – за разумную цифровизацию. Главное, чтобы полезное начинание не разбилось о плохую реализацию, чтобы не вышло так - «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Фото из архива Сергея Дикова.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика