Ноябрь 1941 года. Над Ладожским озером гуляют ледяные ветры. Ленинград скован кольцом блокады - впереди первая, самая страшная зима в осажденном городе. Запись в документах двадцатилетнего моряка Евгения Потёмкина: «г. Кронштадт. 27 ноября 1941 года списан в лыжный десант». Тарусянин и его товарищи уйдут на лыжах по замерзшей Ладоге и в одиночку, без поддержки пехоты и артиллерии примут смертный бой у деревни Липки.
«Ни один человек не отошёл без приказа...»
Все они были добровольцами - бравые моряки-балтийцы, из которых сформировали 1-й отдельный лыжный полк Краснознаменного Балтийского флота. Командование Ленинградского фронта поставило задачу: вместе с частями 80-й стрелковой дивизии прорвать плацдарм, упирающийся в Ладогу между Шлиссельбургом и Липками.Немцы называли этот участок «фляшенхальс» - «бутылочное горло», здесь кольцо блокады было самым тонким. Здесь можно было попытаться его прощупать, прорвать - такие попытки уже были, но не увенчались успехом...
Моряки ночью прошли по замерзшему озеру, 20 долгих километров по непролазным ледяным торосам. Уставшие, измотанные долгим переходом, вышли на берег - в это время обессиленная 80-я стрелковая несла огромные потери под огнем немецкой артиллерии, не успевая к своим. И ринулись в бой.
«Под сильным огневым валом пулеметного и автоматного огня отбивались лыжники-моряки от немцев героически. Краснофлотцы резали финками ракетчиков, выпуском ракет сбивали артиллерийский и минометный огонь противника. Командир полка отмечает исключительное мужество в поведении людей в бою. Раненые, кого не смогли с собой захватить, отстреливались, позднее были слышны крики: «Смотри, фашистская сволочь, я моряк-балтиец и умру, как подобает моряку!..» - архивная запись из донесения политуправлению КБФ.
Неравный бой продолжался почти 10 часов. Связь установить не удавалось, рации пришли в негодность. Из 900 лыжников погибло более 700 - раненые прикрывали отход товарищей, кончали с собой, чтобы не попасть в плен.
Немцы в своих записях уважительно назовут их «русским элитным подразделением» моряков-балтийцев, в рядах которых сражался и геройски погиб тарусянин Евгений Потёмкин.
Командовать 1-м отдельным лыжным полком был назначен тогда никому не известный пехотный майор Василий Маргелов. Впоследствии он стал легендарным создателем воздушно-десантных войск, генералом армии и Героем Советского Союза. Несмотря на тяжелое ранение, Маргелов до последнего руководил тем боем и смог вывести часть людей. Всю жизнь он помнил о подвиге своих лыжников-моряков. «Удаль братишек запала мне в сердце», - говорил командующий ВДВ. И когда встал вопрос о форме для десантных войск, добился, чтобы ею стала морская тельняшка. Только с голубым цветом полосок - под цвет неба.
Нашли!
До недавних пор трагический шлиссельбургский десант оставался малоизвестным фактом войны. Все это мы знаем благодаря человеку, когда-то начавшему поиски своего погибшего деда. Петербуржец Валерий Шагин нашел информацию не только о политруке 1-го отдельного лыжного полка Павле Шагине. Он установил имена многих его однополчан и продолжает увековечивать память о тех событиях. Со временем личная история переросла в целое поисковое направление.
- К нам обратились коллеги-питерцы из общественного объединения «Шлиссельбургский десант», - рассказывает начальник штаба поискового отряда «Тарусский рубеж» Александр ПРОКАЗОВ, - с просьбой найти родственников Евгения Потёмкина, уроженца Тарусы. В ходе работ поисковики «подняли» неизвестного бойца. И при нем - необыкновенная удача! - обнаружили именной предмет, подписную ложку. Отправной точкой в поиске стало упоминание в одном из документов имени его сестры, Моисеевой Елены. Она разыскивала брата, без вести пропавшего в 1941 году. В записях значился тарусский адрес.
Огромную помощь оказала тарусянка, краевед Раиса Палчук. Оказалось, что она училась в одном классе с ее дочерью Татьяной, племянницей погибшего моряка! По дате рождения женщины благодаря сотрудникам районного ЗАГСа и впоследствии администрации села Дворцы Дзержинского района (Раиса Ивановна вспомнила, что у Татьяны была дача в Калужской области) нашли ее сына. Самой племянницы героя в живых уже, к сожалению, не было. Семья вышла на связь и подтвердила родство. Восемьдесят с лишним лет они ничего не знали о судьбе своего родного фронтовика. Теперь война краснофлотца Потёмкина наконец окончена.
Политрук Павел Шагин, в ноябре 1941 года бесстрашно поднявший в бой у деревни Липки моряков-краснофлотцев, через своего внука - основателя объединения «Шлиссельбургский десант» Валерия Шагина словно вновь повел его за собой - и вывел из небытия.
В этом году в издательстве «Гангут» вышла книга о подвиге 1-го отдельного лыжного полка Краснознаменного Балтийского флота.
Ольга КОЛЕНОВА.
Фото автора и со страницы ВКонтакте «Шлиссельбургский десант. 28 ноября 1941 года».