Борьба за умы и души молодежи сегодня одно из ключевых направлений государственной политики. История и историки здесь «на передовой». «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», – подчеркнул Владимир Путин на первом школьном историческом форуме «Сила в правде». Наш сегодняшний собеседник – молодой учитель калужской гимназии № 19 Михаил ЛОМАКО. К разговору присоединилась и методист Калужского центра «Стратегия», одна из лучших в регионе учителей истории Янна МАРУНИЧ
Янна Марунич: – Сегодня наш предмет снова привлекает всеобщее внимание. Действительно, делать правильные выводы и не допускать искажения и фальсификации истории – это наша важнейшая задача!
В марте в Калуге прошла встреча советника президента, председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева с учителями школ региона и преподавателями КГУ. Обсудили актуальные вопросы преподавания истории и обществознания, поговорили о многом. «Можно не знать даты, но нужно понимать суть происходящих событий», – отметил Фадеев. Кроме того, Валерий Александрович обратил внимание на то, что у части молодежи отсутствует духовная составляющая истории, гордость за достижения своего народа, страны.
– Михаил, папа у вас военный, мама – социальный работник, почему вы выбрали историю?
– История в школе мне хорошо давалась. Мне кажется, я уже тогда понимал какие-то исторические законы и параллели, а теперь еще больше убедился в этом. Убежден и в том, что историческое образование необходимо всем, вне зависимости от рода деятельности, а особенно руководителям, управленцам.
– Когда вы поняли, что хотите быть учителем в школе?
– На первой практике. Дети тебя слушают, доверяют тебе. Это и волнует, и обязывает.
– Как началась ваша преподавательская деятельность?
– В 2016 году преподавал в сельской школе, но недолго. Потом два года служил в Козельске, в дивизии РВСН. Теперь работаю в гимназии.
Янна Марунич: – Молодых историков в школах не хватает. Институт истории и права КГУ выпускает подготовленных историков, но методики преподавания они не знают. Наверное, поэтому многие надолго не задерживаются в школе. Лучшие все же остаются в профессии. Ученики тянутся к молодым преподавателям, им интересно общение с ними. Как методист, я горжусь, что есть интересные молодые коллеги, которые, несмотря на все трудности, работают в школах города. На них сегодня особая ставка.
– Михаил, в каких классах вы преподаете? Как находите общий язык с учениками?
– Преподаю с пятого по десятый класс. Общий язык – это разговор о том, что близко ребятам. Они разные. И история разная. Мне больше нравится работать в 5 – 6-х классах: там история почти сказочная, красивая, насыщенная легендарными событиями. И с детьми проще находить общий язык – через шутку, через их заинтересованность.
– А в старших?
– В старших – сложнее. Порой они считают себя совсем уже взрослыми и в какие-то там исторические законы не верят. Особенно те, кто предпочитает точные науки.
– А в младших верят?
– Не все. Дети сейчас очень мобильные, информации, в том числе фейковой, с помощью которой манипулируют ими, сейчас море. Помню, одна девочка в 5-м классе сказала: история – это все сказки, и одни одно рассказывают, другие – другое… Я целый урок посвятил, чтобы доказать, что история – наука, она опирается на факты. Как на письменные, так и на материальные источники, например, результаты археологических раскопок. И у истории свои законы, нарушение которых меняет жизни целых народов!
Янна Марунич: – Авторитет учителя строится прежде всего на знании предмета, свободном владении историческим материалом. Учителя – это люди, которые учатся на протяжении всей жизни. Нагрузка на учителя сейчас серьезная, каждый день по шесть уроков, это физически сложно, но… Если человек увлечен процессом, если он знает и умеет, если увлекает за собой в чудесный мир истории, то уже не воспринимает это как работу, это его жизнь.
– Михаил, так чем вас все-таки привлекает учительство?
– Ты чувствуешь отдачу от работы, понимаешь, что ты нужен этим детям. Это ни с чем не сравнить!
– Вам 29 лет, все пути для вас открыты. Может быть, попробовать еще что-то?
– Я пробовал. Мог бы в армии остаться, немного на заводе поработал, но школа – это мое. Я твердо уверен, что люди сейчас – и внешне, и с точки зрения внутреннего мира – совсем не такие, какими могли бы быть. Они в погоне за миражами обеднили себя. Им навязали потребительские ценности. Мне хотелось бы насколько возможно наполнить внутренний мир детей – нет, не прошлым – сопричастностью к жизни тех, кто был прежде. Тех, кто, невзирая на войны, эпидемии, преследования, создавал шедевры литературы, искусства, просто жил в радости!
Янна Марунич: – В истории нет «белого» и «черного», она сложна и многомерна. И сегодня мы, школьные учителя, стараемся подготовить детей к такому пониманию истории. Уверены: знание прошлого своего Отечества, своего и других народов формирует гражданские качества, национальное достоинство, помогает понять роль нашей страны в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.