Хинди ульяновская глубинка еще не слышала, хотя люди с камерами в заповеднике не редкие гости. Целыми фотостудиями приезжают, чтобы запечатлеть здешних зубров. Царственные звери – и статью, и повадкой. Индийские фотографы Раджеш Таплиял, Пунжвби Хира, Дага Кришна снимали дикую природу разных стран мира, но зубры в их объективах впервые.
ВАУ-эффект
Вначале на подкормочную площадку вышла пара быков. Неспешно лизали солонцы, потягивали ноздрями морозный воздух. А когда из-за облаков показалось солнышко, силуэты, что темнели между деревьями, ожили, и поляну заполнили зубры – коровы, телята… Стоя, с колена, лежа в снегу ловили удачные кадры фотографы.– Никогда раньше их не видел вот так. Очень нравятся. Серьезно. Это мечта! – выдохнул Раджеш Таплиял.
Он, единственный из индийских гостей, более или менее владеет русским. Раджеш не только фотограф, но и ресторатор, ведет бизнес в России. А началась нынешняя авантюра, то есть приключение, с его знакомства с Виталием Горшковым – известным фотографом-анималистом, руководителем Калужского регионального отделения Союза фотографов дикой природы. Он пригласил коллег из Индии в «Калужские засеки» и стал их гидом. Сам ведет съемки в заповеднике с появления здесь первых зубров. Его работы известны не только в области, но и за пределами России (о Виталии Горшкове мы рассказывали на страницах нашей газеты (https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/zubry-v-kontrazhure/).
– В Индии тоже есть сообщество фотографов дикой природы. На съемки в «Калужские засеки» Раджеш позвал своих друзей. Они вначале не верили, когда им рассказывали, что наверняка смогут увидеть и сфотографировать зубров, – 100-процентную гарантию может дать только зоопарк, а здесь вольные звери. Но я смог их убедить, что вероятность сделать редкие кадры очень высока. В итоге вместо Африки, куда они собирались, приехали в морозную Россию, – поделился Виталий Горшков.
В поисках удачного ракурса фотографы все ближе подходили к зубрам. Казалось, роль фотомоделей зверей не смущает, а люди для них – элемент пейзажа. Пока одна корова, видимо, в этой группе она доминанта, не вышла вперед и не «показала»: «Соблюдайте дистанцию!» Пришлось снимающим дислокацию сменить.
– Они близко подпускают. Только аккуратно надо. Если есть телята, надо особенно осторожным быть, – сказал Раджеш.
Лучший индикатор
Сюда, вглубь леса, нас привез директор заповедника Сергей Федосеев. По дороге разговаривали о зубрином житье-бытье. Нам невдомек, а он сразу замечает следы на краю деревни.– Бык проходил. Зубры заходят в опустевшие деревни. Там растут вкусные для них деревья – плодовые, акации всякие. Дачник здесь месяц пожил и уехал, но считает это место жилым. А зубр считает иначе. Для него это дикое место, – поясняет Сергей Васильевич.
С начала 2000-х, когда здесь появились первые зубры, «Калужские засеки» превратились в настоящий зубриный мегаполис. В прошлом году количество новорожденных телят было рекордным, и в этом ожидается не меньше.
– Сейчас, когда зверей много в заповеднике, мы только-только начинаем понимать, как они живут. Зимой чаще держатся большими группами, выходят к подкормочным площадкам не столько из-за корма, сколько из-за соли. Большой шанс их увидеть, не то что летом, – продолжает директор заповедника.
В этом мы смогли убедиться, объезжая прошлым летом вместе с Сергеем Федосеевым самые дальние уголки «Калужских засек». Могучие животные как будто растворились в зеленой чаще. Мы видели только их свежие следы. «А они вас наверняка видели», – улыбался тогда Сергей Васильевич.
Виталий Горшков рассказывал, как однажды пытался выследить зубров по следам, а потом обнаружил, что хитрые звери сделали петлю и со стороны наблюдают, как он за ними идет.
– Заповедник проводит очень большую работу по охране животных. Зубры – лучший индикатор. Я помню, когда они только появились в этих местах, сфотографировать их было большим везением – увидев человека, сразу убегали в лес. На моих глазах отношение зверей к людям менялось, – подтвердил Виталий.
Багаж удачных кадров
Ради них фотографы-анималисты готовы ехать за тысячи километров, терпеть жару и мороз, пробираться сквозь чащи и топи. Надеемся, что наши индийские гости, просматривая отснятый материал, не раз смогут воскликнуть: «Бахут бархия!» («отлично» в переводе на русский).За четыре дня в заповеднике они погрузились в мир русского зимнего леса, смогли наблюдать за жизнью зубров в разное время суток, при разной погоде – от солнышка до настоящей метели. И, проявив завидную морозоустойчивость, отогреться в настоящей русской бане.
– В конце февраля собираем еще одну группу зарубежных фотографов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с индийским Союзом фотографов дикой природы. Индийские коллеги меня к себе приглашали на тур по их паркам, где можно снимать и животных, и птиц. Мне это тоже очень интересно. Думаю, что для нашего региона, для развития туризма такой творческий обмен – интересное перспективное направление, – считает Виталий Горшков.
Раджеш Таплиял, Пунжвби Хира, Дага Кришна (на фото) хотели бы побывать и в других российских регионах. Например, Раджеш планирует поехать на Дальний Восток, чтобы фотографировать амурских тигров. А вам, господа зубры, пхир милеге – до встречи!
Зубры в «Калужских засеках» обитают с 2001 года. Это самое крупное копытное животное Европы. Он включен в Красную книгу международного значения. За время работы по сохранению и восстановлению численности зубра в Калужских лесах, вольноживущий чистокровный европейский зубр уже стал обычным видом, обитающим на территории заповедника «Калужские засеки».
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото автора.
_____________
* «Здравствуйте!» (хинди).