5 мая, Воскресенье
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 04.05.2024, 18:07
Владислав Шапша рассказал о весенних полевых работах в Калужской области
Владислав Шапша рассказал о весенних полевых работах в Калужской области
Общество 04.05.2024, 16:22
70 калужских школьников пополнили ряды «Юнармии»
70 калужских школьников пополнили ряды «Юнармии»
Общество 04.05.2024, 14:34
Боровские школьники из движения «Волонтёры Победы» вручили пасхальные куличи раненым бойцам СВО
Боровские школьники из движения «Волонтёры Победы» вручили пасхальные куличи раненым бойцам СВО
Общество 04.05.2024, 12:48
В Калужской области перезахоронили останки 680 бойцов
В Калужской области перезахоронили останки 680 бойцов
Общество 04.05.2024, 12:27
Жуковский район присоединился к Всероссийской акции «Окна Победы»
Жуковский район присоединился к Всероссийской акции «Окна Победы»
Общество 04.05.2024, 10:24
ЮИДовцы Хвастовичского района стали лучшими стражами дорожного порядка
ЮИДовцы Хвастовичского района стали лучшими стражами дорожного порядка
Общество 03.05.2024, 20:00
Губернатор Калужской области встретился с руководителем спортивной школы Ольгой Коркач
Губернатор Калужской области встретился с руководителем спортивной школы Ольгой Коркач
Общество 03.05.2024, 19:54
В Тарусе появился новый зелёный сквер
В Тарусе появился новый зелёный сквер
Общество 03.05.2024, 17:57
В Законодательном Собрании области наградили победителей конкурса рисунков «Наша Победа!»
В Законодательном Собрании области наградили победителей конкурса рисунков «Наша Победа!»
Общество 03.05.2024, 17:01
Участник СВО Николай Журавченков: «Для борьбы с дронами на фронте нам надо шире использовать обычные охотничьи дробовики»
Участник СВО Николай Журавченков: «Для борьбы с дронами на фронте нам надо шире использовать обычные охотничьи дробовики»
Социальная сфера 03.05.2024, 15:45
В Калужской области 44 тысячи бойцов СВО подали заявки на участие в кадровом проекте «Время героев»
В Калужской области 44 тысячи бойцов СВО подали заявки на участие в кадровом проекте «Время героев»
Общество 03.05.2024, 15:40
В Калуге обсудили планы профилактической работы образовательных учреждений региона в антитеррористической сфере
В Калуге обсудили планы профилактической работы образовательных учреждений региона в антитеррористической сфере
Общество 03.05.2024, 15:07
В Износковском районе в рамках акции «Сад памяти» волонтеры высадили пять тысяч деревьев
В Износковском районе в рамках акции «Сад памяти» волонтеры высадили пять тысяч деревьев
Общество 03.05.2024, 15:05
Губернатор поручил Горуправе Калуги найти владельцев гаражей за Домом печати
Губернатор поручил Горуправе Калуги найти владельцев гаражей за Домом печати

Над Окой – в будущее!

Общество 25.04.2024, 14:09

«Земля и люди». Так называется новый проект «Калужских губернских ведомостей», задуманный журналистами к 80-летию Калужской области. В каждом муниципалитете есть события, процессы, предприятия, объекты, наиболее значимые для его жителей. Все то, чем сегодня мы по праву гордимся: что-то создали наши отцы и деды, а что-то –  дело рук уже наших поколений.

 

Давайте полистаем страницы новой истории региона, вспомним вехи его развития. Это будут 26 историй (в области 24 района и два городских округа), рассказанных со слов свидетелей и участников тех больших дел или потомков, хранящих память об ушедших. За каждым свершением стоят люди - их силы, умения, таланты. Земля без людей - сирота, только их созидательный труд делает ее краше и уютнее. Не случайно наш проект мы начинаем в канун Первомая - праздника, призванного славить человека труда.

Первый рассказ - о Гагаринском мосте. Современную Калугу невозможно представить без одного из главных ее символов. Почти 60 лет он служит верой и правдой жителям не только областного центра, но и всего нашего региона. Когда-то новый мост через красавицу-Оку дал начало развитию Правобережья Калуги. История его строительства и реконструкции станет запевом нашего нового проекта.

Добро получено


В это трудно поверить, но еще лет 60 лет назад в Калуге, тогда небольшом провинциальном городе, никаким основательным мостовым сооружением и не пахло.

Добраться до правого берега можно было по понтонному мосту или с помощью лодочной переправы. Как вспоминает Почетный гражданин Калужской области, советник губернатора Анатолий Иванович Стеликов, Ока в те годы была полноводной и судоходной, а ее разливы в половодье на две недели отрезали многочисленные пригородные села Правобережья от областного центра. К тому же Калуге, которая активно развивалась и строилась, становилось тесно на одном берегу.

Мост через Оку региону был крайне необходим. И это прекрасно осознавал первый секретарь Калужского обкома КПСС Андрей Кандрёнков. Собственных средств на строительство такого масштабного объекта у региона не было. А значит, надо просить помощи у первого лица государства Никиты Сергеевича Хрущёва. В число близких друзей все-властного и своенравного генсека Кандрёнков не входил, поэтому он решил обратиться за помощью к первой учительнице Хрущёва Лидии Михайловне Шевченко, которая тогда работала в калужской школе № 9.

– Андрей Андреевич попросил Лидию Михайловну написать письмо Хрущёву и изложить просьбу о строительстве моста через Оку, – рассказывает Анатолий Стеликов, который хорошо знал Кандрёнкова, работал под его началом. – Письмо было написано и отправлено. Лидию Михайловну пригласили в Кремль, но тогда она поехать не смогла. На встречу отправилась ее дочь, Клеопатра Николаевна Шевченко, в ту пору главный врач городской больницы № 3. Она и получила добро от генсека на строительство моста и обещание финансирования этого важнейшего объекта.


Ударными темпами


В начале 1960-х началась калужская стройка века. Мост возводился по малозатратному типовому проекту. Подобный мост-двойник уже действовал в Алексине Тульской области. Возведением объекта занимался мостопоезд № 452. Строили ударными темпами, свойственными той эпохе.

Наверное, мост был бы введен в эксплуатацию раньше, но не обошлось без внештатной ситуации. Как вспоминал начальник испытательной лаборатории мостопоезда № 452 Андрей Лозовик, во время весеннего ледохода на Оке в марте 1965 года ледяное поле пошло в направлении двух недостроенных русловых опор. Мостостроители обратились к саперам, чтобы подорвать ледяное поле, которое давило на опоры, но взрывать было опасно из-за близости жилых домов. Мощные льдины все-таки повалили конструкции. Потом их монтировали все лето.

Старожилы Калуги вспоминают, что строители трудились весь световой день, а ближе к сдаче объекта даже стали включать прожекторы, чтобы организовать и ночную смену. Грузовики со стройматериалами прибывали один за другим. Стройку лично курировал Андрей Кандрёнков, поэтому никаких серьезных сбоев с поставками не было.

Ввод моста в строй состоялся 17 декабря 1965 года и стал настоящим праздником. 

«…Долгожданная мечта калужан сбылась. Город шагнул за реку. Созданы благоприятные условия для развития калужского правобережья. На месте пустырей и ветхих строений вырастут просторные промышленные корпуса, жилые дома, школы, больницы, учреждения культуры. Туда пойдут троллейбусы. Исчезнут былые трудности в сообщении между областным центром и южными районами. Замечательный подарок подготовили калужанам строители мостопоезда-452», – написал в газете «Знамя» от 19 декабря журналист Георгий Цветков в статье «Калуга шагнула за Оку».

Тогда, в далеком 1965 году, наш коллега точно предугадал все то, что даст Калуге и региону этот мост.

Гагаринский мост не имеет официального названия. Скорее всего, калужане его так называют, потому что от него начинается улица Гагарина – парадный въезд в город. Правда, в народе существует легенда, что в 1966 году, во время своего третьего визита в Калугу, по этому мосту проезжал Гагарин и похвалил недавно построенное сооружение. По другой легенде, космонавт №1 помогал пробить финансирование моста у самого Хрущёва. Но все это не подтверждается историками. Другое народное название моста – Ромодановский.


Второе рождение


С открытием сообщения через Оку правый берег Калуги начал расстраиваться очень быстро и мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком.

 – Весной 1979 года я пришла работать в СМУ-9, которое начинало строить Правобережье. Мост уже тогда был перегружен. Во время аварий и возникающих пробок приходилось идти пешком, – вспоминает старожил Правого берега Ольга Макшанцева.

Конструкции моста за длительное время эксплуатации износились. В 1989 году мост закрывался на капитальный ремонт, а потом его обследовали и ремонтировали почти каждый год.  Но это не приносило желаемого результата. Мост нужно было надолго закрывать на реконструкцию.

Конечно, жители Правобережья без сообщения с центром города не остались бы – осенью 1999-го в Калуге уже появился второй мост, соединяющий берега Оки, – Пучковский. Но это было неудобно – маршрут значительно удлинялся.

Понимая интересы жителей, губернатор Анатолий Артамонов задумал поистине революционный проект – не закрывая моста, построить рядом новый мостовой переход, а вторым этапом провести реконструкцию старого.

 – Регион подготовил проект, не имея никаких федеральных источников финансирования. Собственных средств тоже почти не было. Фактически мы вынужденно пошли на это непростое решение. Это был рискованный шаг. Но, несмотря на это, грандиозная стройка началась, – вспоминает Анатолий Артамонов.

В декабре 2005-го геологи взяли пробы грунта. Работали прямо со льда реки. Тяжелая буровая машина не провалилась – лед искусственно наращивали. Ну а к весне 2006 года работа уже кипела – возводился лагерь мостостроителей, устанавливали вагончики-бытовки, прибывала техника, накапливались стройматериалы.

«Когда в самом начале 2006 года услышал, что старый калужский мост через Оку будет кардинально реконструироваться, а фактически будет строиться новый мост, лично у меня одновременно возникло два чувства – радости и удивления. Радость – оттого, что вот наконец в Калуге развернется очень крупная стройка, можно сказать, стратегическая, имеющая не только областное, но и федеральное значение. Было и удивление: как это удалось пробить очень большие деньги на реконструкцию старого моста, когда не так уж и давно был введен в эксплуатацию новый мост в районе КЗТА?» – писал тогда журналист Леонид 
Бекасов в газете «Весть».

Деньги действительно нужны были очень большие. Анатолий Артамонов, который, можно сказать, головой отвечал за эту стройку, помнит сумму до копейки – в ценах тех лет это 3 миллиарда 282 миллиона 800 тысяч рублей.

 – Возвели первые опоры. Дальше было необходимо федеральное финансирование. И примерно в это время в регион с рабочим визитом прибыл министр экономического развития Герман Греф, который не знал о начале этого строительства, – рассказывает Анатолий Дмитриевич. – Мы побывали на нескольких объектах Калуги. Но проехать мимо стройки было невозможно. Он, конечно, был удивлен такой нашей инициативе, которая еще не получила поддержки федерального правительства. Но что-то надо было решать. Греф пошел нам навстречу и позвонил министру финансов Алексею Кудрину с просьбой помочь калужанам, найти возможность финансирования. И этот вопрос в конце концов был решен.

Стройка XXI века


По-настоящему работы на объекте развернулись с лета 2006 года. На строительстве Гагаринского моста впервые были применены новые технологии, предложенные тогдашним министром дорожного хозяйства области Виктором Буровым.

На объекте работало около десятка различных строительных организаций из Калуги, Орла, Серпухова и даже далекого от нас Омска. Генеральным подрядчиком было ОАО «Калугатрансмост».

По словам Анатолия Артамонова, большой проблемой стало расселение владельцев старых частных домов, которые попадали в зону стройки. Некоторые хозяева откровенно пошли на шантаж областных властей, прописав в своих развалюхах многочисленных родственников и запросив за свои лачуги астрономические суммы. Приходилось идти на уступки, чтобы не затягивать стройку.

Вспомнил Анатолий Дмитриевич и крупное ЧП, произошедшее на стройке. Весной 2008 года один из пролетов старого моста обрушился и унес с собой вниз строительный кран с рабочими ООО НПО «Мостовик» из Омска. Двое строителей погибли, трое получили тяжелые травмы. Эта трагедия, вызванная человеческим фактором, получила всероссийскую огласку. Но на темпы стройки это не повлияло.

Надо сказать, что рекордные сроки возведения моста удивляют до сих пор. Такие объекты строятся не менее пяти лет, а калужанам удалось уложиться в два с небольшим года!

Первая очередь моста пропустила машины на правый берег 21 ноября 2007 года. А ровно через год, 22 ноября, центр города и Правобережье связала вторая очередь с вводом троллейбусного движения. 

На торжественном открытии группе мостостроителей генподрядчика ОАО «Калугатрансмост» и представителей субподрядных организаций были вручены федеральные и региональные награды.

«От имени мостовиков и дорожников на торжественной церемонии выступил Андрей Хоменко. Молодой руководитель заметно волновался, но говорил не заученными фразами, а словами, исходящими от души. Он прямо-таки излучал гордость за свой коллектив, сумевший выполнить большое дело, за родной город, регион, за всех земляков. Чувствовалась и грустинка по случаю расставания со стройкой, с которой он и его коллеги сроднились», – написала тогда газета «Весть».

А после перерезания символической красной ленточки с правого берега под огни фейерверка по мосту двинулись грузовики «Вольво», а в обратном направлении – троллейбусы, которые открыли долгожданный для жителей Правобережья 18-й маршрут.

«В минувшую субботу жители Калуги ощутили настроение настоящего праздника, хотя он и не значился в обычных календарях. Задолго до начала торжеств люди 
направлялись вниз по улице Гагарина, останавливались в раздумье: где выбрать точку для наилучшего обзора предстоящей церемонии открытия моста? Наиболее востребованной оказалась большая площадка возле знаменитого «шара», откуда открывалась 
панорама построенного грандиозного сооружения и находящегося за ним Правобережья».
«Весть», 25 ноября 2008 года.



* * *
В истории Калужской области с тех пор состоялось еще много грандиозных строек, появились и новые мосты. Но Гагаринский по-прежнему чрезвычайно важен для региона. Сегодня он стал еще и центром притяжения творческих людей – фотографов, художников. Приезжающие в Калугу туристы считают своим долгом сфотографироваться на фоне одного из главных символов областного центра. А летом, как рассказал городской голова Калуги Дмитрий Денисов, городские власти планируют оживить и пространство под мостом – там пройдут фестиваль городской культуры и фестиваль электронной музыки.

Игорь ФАДЕЕВ.
Фото из областных архивов и архива «КГВ».
Выражаем благодарность Государственному архиву Калужской области и Государственному архиву документов новейшей истории 
Калужской области за предоставленные фото и печатные материалы.

Новости по теме
Владислав Шапша рассказал о весенних полевых работах в Калужской области

Владислав Шапша рассказал о весенних полевых работах в Калужской области

70 калужских школьников пополнили ряды «Юнармии»

70 калужских школьников пополнили ряды «Юнармии»

Боровские школьники из движения «Волонтёры Победы» вручили пасхальные куличи раненым бойцам СВО

Боровские школьники из движения «Волонтёры Победы» вручили пасхальные куличи раненым бойцам СВО

В Калужской области перезахоронили останки 680 бойцов

В Калужской области перезахоронили останки 680 бойцов

Жуковский район присоединился к Всероссийской акции «Окна Победы»

Жуковский район присоединился к Всероссийской акции «Окна Победы»

ЮИДовцы Хвастовичского района стали лучшими стражами дорожного порядка

ЮИДовцы Хвастовичского района стали лучшими стражами дорожного порядка

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика