Три победы на Международном конкурсе солистов имени Махмуда Эсамбаева, участие в ТВ-проектах «Танцы на ТНТ» и «Танцуют все!» и в экспериментальном спектакле Большого театра «Снегурочка», десятки Гран-при на конкурсах разных стран и континентов… Рассказывая о своих достижениях, Артур неизменно возвращается к своей семье и своим наставникам со словами благодарности и любви.
Танец – это уникальное искусство. Это мгновение, которое нельзя изменить, «дописать», исполнить под фотограмму, это энергия, которая передается здесь и сейчас.
Снег с гор
– Я хорошо помню, как дедушка собрался и ушел в горы. Через два дня вернулся с ведерком белоснежного снега для нас, детей: «Ешьте». Мама неосторожно обронила: мол, снег, эка невидаль. Папа сверкнул на нее глазами: «Зоя, не говори так!»Эта удивительная армянская традиция – принести снежное угощение с гор – одно из немногих воспоминаний Артура о своих восточных корнях. Он родился и вырос в Казахстане, где его отец Артоваз познакомился с уральской казачкой Зоей Кораблевой. И так полюбил, что вскоре местные мужчины не смели на нее и взглянуть. Ее трое детей стали для него родными.
Из Казахстана семья уже с пятерыми детьми уехала в 1994-м: изменились времена, изменилось отношение к России. «Ты можешь оставаться, – сказали Артовазу. – А жене с детьми здесь делать нечего».
Так они оказались в маленькой деревушке Каверино Боровского района. Потом была учеба в городской школе, куда приходилось ходить и ездить за 15 километров, мечты о музыкальной школе, попытка поступить в Обнинск на повара. Но…
– Я сжег коржи, – улыбается он. – Решил быстро затереть их на терке, но это заметили – и я был с позором изгнан.
А ведь если бы поступил, никто не знал бы сегодня танцора Артура Микояна.
Мечта стать артистом балета появилась внезапно, когда Артур увидел выступление классических танцоров. Начинать путь в балет в 16 лет, обучаясь в небольшой районной школе, где нет серьезного танцевального коллектива, – идея, казалось бы, провальная. Но если есть цель и характер, все осуществимо.
Вижу цель…
В стремлении к мечте Артур записался во все секции, которые могли быть полезны. Артистичность развивал в драмкружке местного ДК, руководитель которого Елена Гурова учила передавать текст с помощью жеста и уговаривала способного студента идти в артисты. «У танцоров короткий век», – убеждала она.Управлять своим телом юноша учился на школьном факультативе спортивной гимнастики и акробатики, который вела кандидат в мастера спорта. Помимо девушки-руководителя у Артура внезапно оказался еще один «тренер»: над десятиклассником «взяла шефство» совсем юная спортсменка Настя лет 8 – 9.
– Совершенно бесстрашная: легко делала фляки, сально и другие опасные трюки и умела донести технику их исполнения с позиции своего детского видения, – вспоминает Артур с теплой улыбкой. – Конечно, мы радостно приветствовали друг друга в школьных коридорах, чему очень удивлялись мои друзья-старшеклассники.
Ну а основы танца Артуру дала руководитель школьного танцевального кружка Дарья Материкина.
Через два года юноша, исполнив венский вальс и сдав все экзамены, стал студентом Калужского колледжа культуры. А еще через несколько лет в коридоре Московского института культуры на студента обратил внимание народный артист СССР, солист ансамбля танца Игоря Моисеева Борис Санкин: «Зачем тебе эта классика! У нас в народном танце ее больше, чем в классическом». Так Артур Микоян стал студентом кафедры народного и современного танца и влюбился в новое для себя направление.
Сегодня Артур сам в рядах наставников: преподает в колледже культуры рядом и вместе с главным своим педагогом, заслуженным работником культуры области Валентиной Евтеевой. Их постановки завоевывают призы и награды, а афганский танец в исполнении студенток колледжа потряс профессиональное жюри проекта телеканала «Культура» «Большие и маленькие». «Мы никогда такого раньше не видели!» – сказали они, назвав танец лучшим номером программы.
«Я благодарен…»
– Восхищаясь танцем солиста или ансамбля, зрители видят конечный результат, и никто не знает, сколько людей за этим стоит, – размышляет артист. – Я невероятно благодарен всем преподавателям за то, что в меня вложили и чему научили. Я благодарен родителям за веру и поддержку, за характер, за чувство дома и семьи, где живет любовь. Сегодня возможность самовыражения танцору предоставляет Инновационный театр балета ИКЦ во главе с Ксенией Голыжбиной, которая привлекает лучших хореографов страны. А значит, банальный вопрос о творческих планах и мечтах не потерял актуальности.– Я мечтаю о том, чтобы в Калугу приехал Акрам Хан (британский танцовщик и хореограф бангладешского происхождения, один из лучших мастеров современного танца. – Прим. ред.) и поставил спектакль с моим участием – это уникальный хореограф, и я мечтаю прикоснуться к этой энергии, – делится Артур. – Как любой творческий человек, мечтаю получить «Золотую маску» – это высшее признание для артиста. Мечтаю о том, чтобы родители жили долго и счастливо: они – мои крылья, и я хочу как можно дольше парить. И как любой человек, я мечтаю о том, чтобы на Земле был мир.
В декабре прошлого года Артуру Микояну было присвоено звание «Заслуженный артист Калужской области».
Думаю, артистичность у меня от мамы – она очень творческий человек. Папа же – настоящий полиглот: говорит на армянском, турецком, казахском… Мне языки всегда давались с трудом, зато я все могу выразить на языке танца.
Наталья ЛУГОВАЯ
Фото из архива Артура МИКОЯНА