То, что написано на роду, не изменить. Александр после службы в армии более 20 лет жил и трудился в Ростове-на-Дону. И все же вернулся в думиничскую деревню с намерением крестьянствовать и продолжать дело отца и матери, ярких представителей хлудневского народного декоративно-прикладного искусства.
Когда тянет домой
Родился Александр в Хлудневе в 1964 году. А в Ростове-на-Дону оказался из-за сестер, которые перебрались туда раньше. Трудился на знаменитом «Ростсельмаше», участвовал в производстве комбайнов «Нива» и «Дон». Женился. В 1988 году в семье появился сын Роман. Сейчас у Александра Ивановича есть и трехлетний внук Богдан.
Семейная жизнь не была безоблачной, и после развода в 2005-м Александр вернулся в родную деревню. В Хлудневе стал жить с матерью Татьяной Ивановной (отца к тому времени уже не стало) в том самом доме Бубневых, известном традиционной глиняной игрушкой и гончарной посудой, которую когда-то ваял на глазах сына отец Иван Петрович. Александр серьезно занялся этим старинным промыслом. Продолжает и сейчас, когда мать ушла в мир иной. Чтит историю семьи и других хлудневских мастеров.
Отражение прошлого и настоящего
В горнице на столе стоят плотным строем игрушки разнообразных форм и цветовой гаммы. Александр выставил их несколько дней назад для съемок калужского ГТРК. Одни журналисты уехали, другие приехали - интерес к народному творчеству не угасает.
Среди игрушек, сделанных мастером, особенно много свистков – они пользуются популярностью у детей и взрослых.
- Я фантазирую, - комментирует Александр Бубнёв. - Ни одна фигурка не повторяется. Иногда делаю даже покемонов, если дети просят.
Такое откровение слегка шокировало: слишком далеки эти персонажи от традиционных хлудневских сюжетов. Но по размышлении понимаешь: в игрушках устойчив стиль старинного ремесла, а время в них не застывшее. Вот на некоторых фигурках я заметил значки «V» и «Z» - символы современных событий.
А еще оказалось, что, несмотря на общие принципы «производства», у каждого мастера свой подход к изготовлению игрушек.
- У нас не принято ставить клеймо, но я всегда знаю, чьи руки постарались, - говорит Александр.
Он поясняет, что у мастеров не только свой почерк, но и свои предпочтения. Например, Анна Студницкая делала только свистульки, Татьяна Городничева любила создавать крупных петухов да павлинов — они очень эффектны, но «немые». А кто-то предпочитал гудухи.
Одна такая игрушка стояла на столе. Мой собеседник взял ее в руки и дунул.
- Ого! - не выдержал я. Звук интересный - низкий, не то что у обычных свистулек-соловьев. Да гудуха и размером больше.
«Хотелось бы делать посуду»
Александр вспомнил отца, который стал заниматься керамикой в 12 лет. Своего гончарного круга у него не было, поначалу ходил к дяде, с которым был договор, что половина изготовленной посуды остается хозяину.
Бубнёв нашел в семейных запасниках один из примитивных кругов тех времен. Он деревянный и, по словам Александра, вырублен топором. Разумеется, об идеальной рабочей плоскости речи быть не могло. Как же пользовались таким устройством?!
- А вот умудрялись, - подчеркивает Бубнёв. – Говорят, даже был мужик без ног (отрезало поездом) - так он вращал круг руками!
Раньше глиняные кринки и кружки были в каждом сельском доме, потом эти времена ушли в прошлое. Но и сейчас керамика, сделанная руками народных умельцев, а не на производственных линиях, по-прежнему ценится. В ней - душа мастера. И наш собеседник признался, что желание делать глиняную посуду у него очень сильное. Вот только нет гончарного круга. Даже простенький, он стоит тысяч 30, и денег не хватает.
Память живёт
Александр бережно хранит воспоминания о прошлом, в том числе и в материальном виде. На серванте стоят свистульки, сделанные матерью. На стенах - семейные награды за мастерство. Среди них и снимок Александра Бубнёва с керамическим самоваром. Тогда он считал, что первым додумался до этого изделия, но оказалось, Аграфена Трифонова сделала самовар гораздо раньше.
На журнальном столике тоже разложены вещи памятные: дипломы лауреатов всесоюзного фестиваля (отца и матери), книги и журналы по искусству, в том числе «Родники народного творчества» Владимира Ракова, который не раз бывал в Хлудневе.
Энтузиаст и оптимист
До пенсии Александру еще восемь лет.
- Пока здоровье есть, надо трудиться, - говорит он.
Хочет развести скотину, старается расширить огород. Вообще-то земли у него много, но как ее обрабатывать одному и без техники? Проблем хватает.
И все же Александр Иванович оптимист. Вот взялся собирать экспонаты для будущего музея. Чего там только нет! Старинные деревянные атрибуты сельской жизни: гребень для чесания льна, кадки, коромысла, ложки, керосиновые лампы, фонари и прочее.
Но, конечно, в первую очередь Александр собирает керамику. Он обошел брошенные деревенские горны, накопал там игрушек и посуды. В основном это брак, бой, но некоторые «птички» свистят и поныне!
ТАЛАНТ - ДЕЛО НЕЧАСТОЕ
Вспоминается фильм «Печники», где артист Борис Новиков устами своего персонажа говорит: «Талант - дело нечастое». Это и про нашего героя. Пусть живет и цветет в душе мастера творческий дар, благодаря которому ремесло превращается в народное искусство!
Вспоминается фильм «Печники», где артист Борис Новиков устами своего персонажа говорит: «Талант - дело нечастое». Это и про нашего героя. Пусть живет и цветет в душе мастера творческий дар, благодаря которому ремесло превращается в народное искусство!