Эти герои не имели воинских званий, не носили форму. Но они, рискуя жизнью, прятали у себя в домах раненых советских солдат, шли через оккупированные деревни, чтобы принести лекарства, сделать перевязки. Их подвиг - подвиг милосердия. О подпольном госпитале, который действовал на территории Износковского района в годы войны, рассказывает в своем материале Анатолий Лебедев - доцент Калужского госуниверситета, кандидат исторических наук.
Остановился поезд…
3 октября 1941 года около разъезда Кошняки немецкие самолеты обстреляли санитарный поезд с 850 ранеными советскими бойцами. Было принято решение легкораненым вместе с медперсоналом пробираться к своимсамостоятельно. Но в вагонах оставались 78 тяжелораненых солдат. Казалось, судьба их предрешена…
На помощь пришли жители окрестных деревень - Даниловки, Образцова, Горбатова. За три дня они перевезли раненых в свои дома. Их приняли у себя О.И. Булкина, А.С. Грачёва, Е.П. Гришина, М.Ф. Железкина, П.И. Никитина, А.С. Панкратова, Н.А. Уколова, Е.Ф. Федосова, Е.Ф. Чуйкина, А.А. Щербакова. Женщины переживали за этих ребят. Многие сами проводили на фронт мужей и сыновей.
Организацией работы и уходом за бойцами занимались фельдшер Поликарп Моисеевич Дмитриев и акушерка Александра Андреевна Слетышева. Они еще до войны пользовались большим авторитетом у местного населения за профессионализм и чуткое отношение к пациентам. В госпиталь превратился дом самого П.М. Дмитриева. Несмотря на свой возраст, Поликарп Моисеевич уже имел боевой опыт. Он был участником Гражданской войны, когда, находясь в отряде Климента Ефремовича Ворошилова, выводил из окруженного врагами Донбасса верные революции силы на соединение с частями Красной армии, оборонявшими под руководством И.В. Сталина Царицын.
Только-только разместили раненых, на территорию района вступили войска оккупантов. В Износках организовали комендатуру. Начали работать представители карательных и разведывательных органов. Им удалось ликвидировать не имевших должного опыта нескольких видных деятелей местного подполья. Повсюду были развешаны объявления «За укрывательство русских солдат - расстрел». В это время через район тайно пробиралось к фронту большое количество так называемых окруженцев - солдат из разбитых немцами под Вязьмой подразделений Красной армии. Они не желали сдаваться в плен и пробирались к своим, чтобы сражаться с врагом. Некоторые из них примыкали к партизанским отрядам, а то и создавали свои.
Надо отметить, что не нашлось предателей в здешних краях. Никто о госпитале фашистам не донес.
Поразителен результат работы героев-медиков и их помощников. Из 78 тяжелораненых умер только один, имевший серьезное ранение легких. 77 вернулись в строй.
«Карантин» по тифу
Над подпольным госпиталем нависла страшная угроза. Чтобы обезопасить деревни, где скрывались раненые, Поликарп Моисеевич Дмитриев объявил там… карантин по тифу. Выставил соответствующие плакаты. А инфекций оккупанты боялись не меньше, чем партизан.Необходимые для раненых медикаменты в основном взяли из запасов покинутого медицинского поезда. Продуктами делились местные жители.
Перед самым приходом немцев В.Н. Головачёв, председатель Кошняковского сельсовета, к которому относились и деревни, где укрывали бойцов, по многочисленным просьбам населения не выполнил указание об уничтожении хлеба, который не успели вывезти, чтобы он не достался оккупантам. Его раздали жителям сельсовета, а часть зарыли в землю в условном месте. За это Головачёву грозило наказание вплоть до расстрела. Впоследствии он героически погиб, будучи членом партизанского отряда.
Поликарп Дмитриев и Александра Слетышева совершали при возможности ежедневный обход раненых, перевязывали их, приносили нужные лекарства. Большую помощь в лечении больных им оказал выходивший из окружения военный хирург Федор Корнеевич Соколенко, которому они ассистировали при проведении операций. Десятки километров от деревни к деревне, по осенней распутице и в морозы через железную дорогу, на которой часто появлялись немцы. Каждый раз могли не вернуться домой.
Возвращение в строй
По мере выздоровления бойцы пробирались к своим, присоединялись к партизанам или помогали им, проводя подрывную, агитационную работу. Не без их помощи 12 января 1942 года партизанские отряды под руководством Ф. Могильного и лейтенанта П. Якунина, соединившись с группой выброшенных в этот район парашютистов-десантников, устроили засаду против преследовавших группу немцев. Уничтожили 15 фашистов, а затем захватили хорошо известный бывшим раненым разъезд Кошняки. На железнодорожном мосту разобрали полотно, вывели из строя стрелки. Движение в сторону Вязьмы и обратно было парализовано на несколько дней.С подходом передовых частей Красной армии от оккупантов были освобождены Кошняки, Аксеново. Помощь получал и успешно действовавший на территории района в конце 1941 года разведывательно-диверсионный отряд под командой С.И. Иовлева, входивший в Отдельную мотострелковую дивизию Особого назначения НКВД (ОМСБОН НКВД).
После возвращения в строй выздоровевшие воины посылали в адрес своих спасителей благодарственные письма. Одно из них, отправленное Михаилом Волковым Екатерине Петровне Гришиной, в доме которой он находился во время оккупации, было опубликовано в местной газете «Большевистская правда» от 12 июня 1943 года.
В заметке «Дорогие мои, родные» он благодарил всех принимавших участие в его лечении.
В 1942 году за самоотверженность при спасении воинов в тылу врага П.М. Дмитриев и А.А. Слетышева были награждены орденом Красного Знамени, а Е.П. Гришина и А.С. Грачёва - орденом Красной Звезды. В связи с празднованием 20-летия Победы в 1965 году медаль «За отвагу» получили О.И. Булкина, П.И. Никитина, А.С. Панкратова, М.А. Сергеева, М.Н. Уколова, Д.Ф. Федосеева, А.А. Щербакова, Ф.М. Уколов и К.Г. Кузнецова.
Герои-медики продолжали трудиться в военные и послевоенные годы.
Считаю, что необходимо увековечить память об этом подвиге и его участниках в названиях улиц районного центра Износки, на мемориальных досках, а в идеале и в памятнике.
Герои-медики продолжали трудиться в военные и послевоенные годы.
Считаю, что необходимо увековечить память об этом подвиге и его участниках в названиях улиц районного центра Износки, на мемориальных досках, а в идеале и в памятнике.