Выставка посвящена 100-летию со дня рождения советского художника и проходит в рамках проекта «Выставка одной картины». Посетители калужского музея могут увидеть работу «Отдых в пути» (из серии «В таежной Туве»).
Бруни – хорошо известная художественная династия, которая берет свое начало в XIX веке от выходца из Швейцарии Антонио Бруни, который обосновался в России. Сам он был человеком творческим, занимался росписями. Его сын Федор стал художником, учился в Академии художеств. Наверное, это самое яркое имя этой династии – картины Федора Бруни находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Отец Ивана Бруни был художником-авангардистом. Сам Иван Львович не сразу пошел по стопам своих предков, предпочитая литературу. Как художник он раскрылся только в годы Великой Отечественной войны: рисовал портреты солдат (их красноармейцы посылали домой как весточки с фронта, вместо фотографий). После окончания войны учился в Латвийской академии художеств и Московском институте им. В. И. Сурикова.
Об экспонируемой работе рассказал сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Станислав Баранов:
— Произведение действительно необычное. Сюжет, я думаю, здесь понятен – переход супружеской пары с маленьким ребенком через тайгу. Они остановились на отдых. Уставший глава семейства прилег на землю, отложив в сторону ружье. Женщина кормит ребенка. При первом взгляде на офорт у меня возникает ассоциация с библейским сюжетом «Возвращение из Египта». Конечно, не известно, проводил ли сам художник такую параллель, - работа живет своей жизнью, но он огромное внимание уделил пейзажу, который стал наиважнейшей составляющей произведения.
Пейзаж раскрыт сказочно. Бруни обобщает всю тайгу в одном дереве с мощной кроной и разветвленной корневой системой. Природа господствует над человеком, который кажется хрупким. Особенно беспомощен ребенок на руках матери. И в то же время природа и человек существуют вместе.
Примечательно, что работа создана во время путешествия по Туве. Она выполнена в офорте – тиражной печатной технике – в 1972 году. На металлическую доску офортной иглой художник нанес рисунок, а затем сделал оттиск из двенадцати копий (с одной доски можно делать несколько оттисков). В калужском музее хранится оттиск за номером один с авторской подписью.
Фото автора.