Как сообщало наше издание, область плотно работает над созданием комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Такое поручение дал президент России Владимир Путин. В области есть опыт по рекультивации мусорных полигонов, но задачу ликвидации стихийных мусорных свалок не решить без переработки и утилизации отходов.
В начале сентября губернатор Владислав Шапша поставил задачу открыть соответствующие перерабатывающие мощности в каждом муниципалитете.
Здесь хорошим примером может служить Износковский район, где уже работает мусороперерабатывающее предприятие «Экотехнопарк «Калуга», а компания «Аксион Рус», производственная площадка которой находится в поселке Мятлево, создает из пластиковых отходов шпалы.
Владислав ШАПША:
Производственный процесс
Производством железнодорожных композитных шпал из полностью переработанного пластика «Аксион Рус» занимается уже более 10 лет. Сырье закупается на полигонах ТБО Московской и Калужской областей, в том числе налажено сотрудничество с мусороперерабатывающим предприятием «Экотехнопарк «Калуга».
Генеральный директор компании Антон Абрамов показал, как организован производственный процесс. Он проходит в двух цехах. Сначала пластик в том виде, в котором люди выбрасывают его в мусорные контейнеры, для предварительной подготовки попадает в первый – грязновой – цех. Там его сортируют, тщательно моют, измельчают, взвешивают и упаковывают в нужных пропорциях. В качестве сырья подходят крышки от бутылок, пакеты, полиэтиленовые трубы, канистры, ящики, ведра, флаконы из-под косметических средств и бытовой химии.
В другом цехе привлекают внимание мешки с «дроблеными» шпалами: в одних – легкий пух из пакетов, в других – разноцветная или однотонная звенящая россыпь пластика. Моносырье загружается в бункеры, перемешивается до состояния однородной массы. Затем производственное оборудование, которое разогревает пластик, проталкивает его в большой пресс, работающий по принципу кондитерского шприца: необходимое количество смеси выдавливается в форму. Потом прессуется, запечатывается и ставится на охлаждение.
– Последним этапом производства является рентген на наличие пустот, так как они могут образовываться в процессе формовки и влиять на прочностные характеристики шпалы. Сейчас благодаря современным технологиям процент пустот составляет не более единицы, – рассказывает Антон Абрамов.
Кстати, производство шпал ведется на эксклюзивном оборудовании, которое было изготовлено по индивидуальным заказам и чертежам в единичном экземпляре в разных странах (Китай, Германия, Россия, Италия, Белоруссия) и не имеет аналогов.
Служат полвека
По словам производителей, такие композитные шпалы уверенно заменяют традиционные – из дерева и железобетона. В отличие от деревянных, которые используют все реже, они не подвергаются воздействию воды и не «съедаются» термитами, их легче ремонтировать. Композитные шпалы служат в четыре раза дольше в климатических зонах с высокой влажностью и высокими температурами. Преимущество в сравнении с железобетонными: низкая вибрация, вес и простота в обслуживании. Шпалы из пластика в полтора раза прочнее даже новых деревянных и почти втрое легче железобетонных. Срок службы таких шпал почти полвека.
Шпалы из полностью переработанного пластика используют в метрополитенах и для трамвайных путей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Таганрога, Пензы, Перми, Курска, Липецка и других городов России. На российских железных дорогах композитные шпалы в настоящее время везде проходят опытную эксплуатацию.
Без вреда для экологии
Еще один плюс изготовленных из вторсырья шпал –экологичность. В отличие от деревянных они не нуждаются в использовании креозола для защиты от воздействия ультрафиолета, воды, насекомых и т.д. При формировании шпалы не используется никаких дополнительных связующих компонентов, токсических веществ, поэтому она абсолютно безвредна для окружающей среды.
А что касается отработавших свой жизненный цикл шпал, то производители взяли на себя заботу по их утилизации. «Аксион Рус» выкупает у эксплуатирующей организации отслужившие шпалы и делает из них новые.
ЦИФРЫ
Каждый километр железнодорожного пути с композитными шпалами предотвращает складирование на свалке около 170 тонн пластиковых отходов, а на изготовление одной шпалы уходит примерно 75 килограммов ненужного пластика.