Одна советская семья
Переходя из вагона в вагон, посетитель видит сначала предвоенное время, потом попадает на фронт.Еще не началась война. Мы в обычном плацкарте. Один пассажир читает книгу Гайдара, другой держит чайник, третий – удочку, четвертые играют у окна в шахматы. Мама расчесывает девочке волосы, но та, судя по лицу, очень недовольна. Женщина собирается перебинтовать раненое колено. Она спортсменка-велосипедистка, упала и разбила ногу. Ее велосипед – у тамбура. Напротив нее - пожилая женщина в пестром узбекском платье. Экспозиция призвана показать, каким разным, многонациональным был Советский Союз. Вагон – одна большая советская семья. Войны еще нет, все куда-то едут, все заняты своим делом…
Перейдя в другой вагон, мы видим те же лица. Меняется сюжет, меняется ситуация.
Мужчины надели военную форму. Тот, кто держал удочку, теперь взял винтовку и внимательно смотрит на командира, который стоит с листком бумаги у окна. Он учит новобранцев, как заполнять посмертный медальон. «Электричка на фронт» - так называется эта экспозиция.
Один из самых жутких вагонов – немецкий для перевозки пленных. Здесь деревянные настилы в три этажа, где ютятся в тесноте изможденные люди. Доносится лай конвойных собак.
Каждая экспозиция подразумевает погружение зрителей в ту или иную сюжетную линию. В банно-прачечном вагоне клубится пар. Возле душевых кабинок лежат березовые веники и тазы. Все это тоже было неотъемлемой частью военного быта. В одном конце вагона сидят усталые солдаты. В другом нас ожидает генерал-фельдмаршал Паулюс, взятый в Сталинграде в плен. Ему предложили помыться перед дорогой до Москвы, он предпочел душ. И вот сцена: Паулюс, обернувшийся по самые плечи простыней, и советский солдат в ушанке, который, сдерживая смех, подает ему помятый китель с погонами, который только что прожарили от вшей.
Встреча с Рокоссовским
Вагон-лазарет позволяет представить, в каких условиях работали медики. Операции делались под стук колес. За окнами мелькают сожженные деревни. В экспозиции используются оригинальные носилки тех лет. Медсестра кормит раненого с ложечки. У него не осталось ни рук ни ног. В тарелке – каша из овсянки.Когда фронт стремительно пошел на Запад, многие военачальники жили в вагонах, иначе не успеть за вой-сками. В поезде мы встречается с Рокоссовским. В штабном вагоне на стене висят карты. В углу работает радист, обеспечивая связь. Перед Рокоссовским, вставшим из-за стола, сидит на диване еще один военачальник. Он примеривал болотоходы – короткие лыжи из ивовых прутьев. Когда готовилась операция «Багратион», Рокоссовскому рассказали, как местные жители с их помощью преодолевают топи. Он приказал сделать такие же для войск. Нужно было преодолеть непроходимые места, откуда враг не ждал удара. Когда операция завершилась, Рокоссовскому было присвоено звание маршала.
В последнем вагоне солдаты возвращаются из Берлина домой. Кто-то рисует в трофейном альбоме, кто-то обсуждает мирное будущее, кто-то фотографируется на память.
«Поезд Победы» уже проехал всю Россию – от Москвы до Владивостока. В Калуге он пробыл три дня и затем отправился в Обнинск. «Поезд Победы» – первая в мире инсталляция, обеспечивающая полный эффект личного присутствия, погружения в среду, размещенная в вагонах поезда.
Посещение поезда бесплатное. Проект реализован Министерством науки и высшего образования при участии и поддержке целого ряда других заинтересованных ведомств и организаций. Подробнее с ним можно ознакомиться и совершить виртуальную экскурсию на сайте: https://поездпобеды.ру.

Фото: Георгия ОРЛОВА.
Особый вагон посвящен работе ученых. Здесь можно узнать Игоря Курчатова, сидящего за столом, одного из разработчиков ядерного оружия, которое нужно было создать во что бы то ни стало раньше Германии. В другом конце вагона у стола с микроскопом стоит женщина. Она что-то рассматривает в поднятой руке. Это Зинаида Ермольева, разработавшая отечественный пенициллин, благодаря которому удалось победить гангрену и уменьшить количество ампутаций.

Газета
Прямая линия











