На фотографии он навсегда остался молодым, светловолосым и жизнелюбивым, душой компании. Таких энергичных, спортивных молодых людей было множество в Советской стране. Но далеко не каждый из них смог стать ее героем.
Гвардии старший лейтенант Хрусталёв лично совершил 110 боевых вылетов, из них 3 — на бомбардировку коммуникаций и живой силы противника, 40 — на фотографирование оборонительных рубежей, 67 — на воздушную разведку войск противника.
Если бы не война
Павел Хрусталёв родился 28 февраля 1922 года в небольшой живописной деревне Ивановское Боровского уезда, ныне – деревня Совьяки Боровского района Калужской области.
Он был вторым сыном в крепкой крестьянской семье Ивана Ивановича и Ирины Петровны Хрусталёвых – у него был старший брат Фёдор. Учился в сельской семилетке. Затем, когда семья переехала в Боровск, Павел окончил 10-й класс Боровской средней школы №1. Жили Хрусталёвы в доме №23 (№25 в связи с перенумерацией) на улице Володарского, бывшей Пятницкой.
Целеустремленность и живой интерес к знаниям позволили юноше окончить школу с хорошими результатами. Он любил мечтать, и наверняка многие его мечты могли бы сбыться. Если бы не война...
Лётная разведка
Уже в сентябре 1940 года юношу призывают на срочную службу в ряды Красной армии. Поначалу, как и Фёдор, Павел служил в бронетанковых частях, затем поступил на учебу в Канское военное авиационное училище стрелков-бомбардиров в Красноярском крае. Учеба давалась парню легко – с детства он был приучен к технике, стремился добиться совершенства, был потрясающе трудолюбив – так говорили о нем педагоги.
Окончив обучение, в августе 1942 года Павел отправился на службу в 99-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк (Забайкальский). Он был известен славными боями с японскими самураями у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол.
Мужественно и самоотверженно воевал вчерашний курсант. Он обладал редким умением вести разведку в любых метеоусловиях, под шквальным огнем противника. Выясняя местонахождение вражеских войск, Павел Хрусталёв проявлял смекалку и смелость.
Заботливый сын и верный друг
За время учебы и службы в летной разведке Павел Хрусталёв старался держать связь с родителями и своими боровскими друзьями, которых разлучила война. В этих письмах он проявляет себя как заботливый сын и добрый товарищ.
«Здравствуйте, дорогие мама и папа! Шлю вам свой горячий привет и наилучшие пожелания в жизни. Вчера получил от вас письмо, на которое даю ответ. Очень жаль, что у папы болят сильно глаза – я даже помочь в этом не знаю как. Папе обязательно съездить в Москву на лечение. Мне кажется, что там есть врачи, которые могут вылечить. Я понимаю, что ваше положение очень плохое, что скоро начнутся посевы, а у вас даже нет семян. Но я постараюсь в этом помочь. Недавно послал вам 200 рублей денег, но не знаю, получили вы их или нет. Числа 15-го я должен получить получку и обязательно вышлю вам денег».
Это письмо датировано 30 марта 1944 года. До последнего полета Павла осталось всего полгода.
Первая награда
Главным самолетом разведки стал пикирующий бомбардировщик Пе-2, или «Пешка», как ласково называли его наши летчики. За уникальные летные характеристики «Пешку» окрестили «королевой» бомбардировки.
Бомбовая нагрузка – 600 кг, на борту – четыре пулемета. Именно «Пешку» приспособили для фотосъемок, вмонтировав специальную установку в бомбоотсеке со снятыми бомбодержателями. На этой машине Павел Иванович совершил множество боевых вылетов, доставляя на землю важные разведданные, уничтожая живую силу и технику врага.
Так, 15 февраля 1943 года разведчик Хрусталёв обнаружил крупное скопление эшелонов на железнодорожных станциях Фокино и Орел, а также большое количество разнотипных самолетов на аэродроме противника. 20 марта 1943 года вскрыл активное движение вражеских автомашин в Брянской области.
С 21 по 24 апреля без прикрытия истребителями сержант Хрусталёв успешно сфотографировал прифронтовые площади.
За образцовое выполнение боевых заданий, успешное выполнение одиннадцати боевых вылетов на разведку войск противника 26 апреля 1943 года летчик-наблюдатель Хрусталёв получил свою первую награду — медаль «За отвагу».
Павел Хрусталёв со своими боевыми товарищами.
По заслугам
17 июня 1943 года сержант Хрусталёв получил первое офицерское звание — младший лейтенант. А всего через месяц, 18 июля 1943 года, гвардии младший лейтенант Павел Хрусталёв был награжден орденом Красного Знамени.
Но молодой летчик не возгордился от наград: он продолжал шлифовать летно-разведывательное мастерство. Первым в полку он освоил перспективное фотографирование, за что получил от командования пять благодарностей.
Опыт ведения воздушной разведки штурман-наблюдатель передавал своим боевым товарищам. Группа воздушных разведчиков, подготовленная Павлом Хрусталёвым, за боевые заслуги была отмечена правительственными наградами.
5 сентября 1943 года Павлу Хрусталёву присваивается воинское звание гвардии лейтенант, 12 марта 1944 года – гвардии старший лейтенант.
Боевые заслуги и мастерство летчика-разведчика Хрусталёва, его мужество и отвага в борьбе с врагом были отмечены еще тремя боевыми орденами: 30 апреля 1944 года – орденом Отечественной войны I степени, 13 июня 1944 года – орденом Отечественной войны I степени, 18 августа 1944 года – орденом Красного Знамени.
Последний бой
В октябре 1944 года в районе Лиепаи (Латвия) находилась в окружении немецкая группировка войск. 10 октября экипаж самолета Пе-2 получил боевое задание сфотографировать передний край обороны противника в районе Добеле-Ауце. В небо поднялись командир экипажа Анвар Гатауллин, штурман, летчик-наблюдатель Павел Хрусталёв и воздушный стрелок-радист, начальник связи эскадрильи Герой Советского Союза Дмитрий Никулин.
Было раннее утро, Пе-2 без прикрытия истребителей летел на высоте 2 тысячи метров. Едва Хрусталёв включил фотоаппарат, как услышал голос Никулина: «Я нашел место расположения артиллерии».
И тут мощный зенитный огонь противника взорвал утреннюю тишину. Во время второго захода плотность огня многократно возросла. В район расположения противника «Пешка» заходила четырежды, зашла и в пятый раз. Фашисты в истерике зашлись ураганным заградительным огнем.
Один из снарядов попал в бензобаки. Загорелся бензин, один мотор вышел из строя, самолет потерял высоту и скорость. Как поется в песне, «Пешка» летела «на честном слове и на одном крыле», а летчики продолжали выполнять боевое задание.
Хрусталёв фотографировал, Никулин неистово отстреливался из пулемета. Вдруг машину сильно тряхнуло. Никулин и Хрусталёв были ранены, но продолжали работу.
Когда стрелок-радист передал на землю координаты расположения вражеских частей, новый удар потряс боевую машину. Загорелось левое крыло – «Пешка» круто накренилась, теряя скорость и высоту. У Павла загорелась одежда и обувь, Дмитрий Никулин погиб. И хотя до линии фронта рукой подать, надежды было мало. И тогда экипаж боевой машины направил горящий самолет на позиции артиллерийских батарей противника. Наблюдатели с земли видели этот смертельный маневр, в который русские летчики вложили всю свою ненависть к врагам.
В рапорте командующему фронтом Маршалу Советского Союза Леониду Говорову докладывали: «Подбитый Пе-2 врезался в расположение артиллерийских и минометных батарей фашистов. Экипаж погиб, нанеся значительные потери врагу».
За этот подвиг 18 августа 1945 года Павлу Хрусталёву и всем членам героического экипажа присвоено звание Героя Советского Союза. Чудом остался жив командир экипажа Анвар Гатаулин. Именно благодаря ему до потомков дошли сведения о том, что на самом деле происходило в самолете в те последние, полные трагизма мгновения.
Славный боровчанин Павел Хрусталёв похоронен на воинском братском кладбище в городе Добеле Латвийской Республики.
Из документов на присвоение звания Героя Советского Союза: «Проявил себя мужественным, смелым, инициативным, волевым штурманом звена, умелым руководителем… Обладая богатым опытом ведения воздушной разведки, умело и грамотно учил молодой летный состав…
Гвардии старший лейтенант Хрусталёв погиб смертью героя, вместе с летчиками нанеся противнику большой урон в технике и людях».
Имя бережно храним
Воспоминания о славном сыне Боровской земли бережно хранятся в сердцах земляков. Именем героя в 1963 году названа тихая и уютная улица в Боровске.
На воинском мемориале у Вечного огня установлена его именная памятная плита.
Мемориальная доска украшает дом №25 по улице Володарской.
Имя славного летчика долгие годы носила пионерская дружина Боровской средней школы №1. На учебном заведении установлена мемориальная доска, школьный музей хранит документальные свидетельства жизни и фото героя.
Ученицы Боровской школы №1 Василиса Калёнова и Екатерина Глухарёва в творческом тандеме сняли документальный фильм о Павле Хрусталёве в рамках проекта «Эхо войны и память сердца».
– У Павла Ивановича интересная история, – рассказала Василиса. – Благодаря тому, что остался жив командир экипажа, в составе которого наш знаменитый земляк совершил свой последний боевой вылет, мы узнали, что происходило в самолете в эти минуты. Понимаю, что мы работали над фильмом не зря, стараясь сохранить память о нашем герое для самих себя и наших сверстников. Фильм завершается цитатой «Летчики не умирают – они улетают и не возвращаются». Ее мы нашли на памятнике-пропеллере в Ермолине. Эти слова запали в сердце.
О Павле Хрусталёве хорошо знает Наталья Попова, художник-оформитель Боровского Дома культуры:
– Павел Иванович – удивительный человек, храбрый летчик, который первым в своем воинском подразделении изучил и активно применял перспективную фотографию с воздуха, чтобы получить ценные сведения о расположении вражеских группировок, – рассказала Наталья.
Ирина ТОКАРЕВА
Фото Виталия ВЕРЕСКУНА
За помощь в подготовке этого материала, а также материала о Владимире Берникове «Солдатское сердце», опубликованного в №50 «Калужских губернских ведомостей» от 20 декабря 2024 года, благодарим сотрудников музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» – филиала Калужского объединенного музея-заповедника, и лично исполняющую обязанности директора музея, главного научного сотрудника Нелли Петровну Лошкарёву.