В эти дни наша страна отмечает 80-ю годовщину победы Красной армии в Сталинградской битве, определившей коренной перелом в Великой Отечественной войне и разгром фашизма. В ней и других операциях принимал участие наш земляк, уроженец села Панево Козельского уезда Калужской губернии.
Кузьма Акимович Гуров (14 октября 1901 — 25 сентября 1943) - политический работник Красной армии, генерал-лейтенант (1942), член Военного совета 62-й армии, Военного совета Южного фронта.
Детство и юность
Родился Кузьма в бедной крестьянской семье, в самой лесной глуши - воли много, да пахотной земли мало. Жили отец с матерью, двое братьев с женами и детьми и сам Кузьма в одной большой избе, работали все от рассвета до заката. Чтобы как-то прокормиться, занимались охотничьим промыслом. Потом Кузьму отдали в подпаски к богатому селянину. Мечта у мальчика была одна: справить когда-нибудь себе сапоги с подковками.
В 1915 году отправился 14-летний парнишка в люди, на станцию Апрелевка. Потом грянула революция, но хлеба она крестьянам не принесла. Уехал Кузьма батрачить в Сибирь на «справного хозяина», а в декабре 1919-го вступил там добровольцем во 2-й Иркутский кавалерийский полк, где проявил смелость в борьбе с противником. В 1920 году был направлен в Забайкалье, в 1922 году - в Приморский край. За храбрость был награжден орденом Боевого Красного знамени - редкость по тому времени да в его годы. Так и остался служить.
Весной 1927-го Кузьма побывал на малой родине, встретился с семьей, а потом - снова учиться. Сначала в Смоленск, затем в военно-политическую академию в Ленинграде. Закончил ее в 1936 году, был направлен в войска. Война - офицеры это понимали - была рядом. Но он знал твердо: Красная армия всех сильней!
Твердыня на Волге
Так уж сложилась история нашей страны, что 37-й и последующие за ним годы «освободили» многие высокие посты в руководстве армии и политотделах. К лету 41-го Кузьма Гуров стал дивизионным комиссаром (генерал-майор) и был назначен начальником вновь созданного в Калинине (Тверь) Военно-педагогического института РККА для подготовки кадров преподавателей военных училищ.
В начале войны был направлен замполитом в 29-ю армию, оборонявшую Великие Луки. Бои были тяжелые. Но и противник был измотан, что позволило Красной армии уже в декабре 41-го перейти в контрнаступление.
Кузьма Гуров постановлением Государственного Комитета Обороны был назначен членом Военного совета Юго-Западного фронта. В январе 1942 года советские войска продолжили наступление, форсировали Северский Донец и к концу месяца овладели Лозовой. 12 мая 1942 года началось печально известное Харьковское сражение. Из-за стратегических ошибок советского командования немецкие войска из районов Балаклеи и Славянска нанесли контрудар по группировке РККА. Началось тотальное немецкое наступление на Кавказ и Сталинград. Прорвать кольцо и вернуться к своим удалось немногим, одну из таких групп вывел из окружения Кузьма Гуров.
Теперь главная задача наших войск - не дать прорваться гитлеровцам за Волгу. С июля 1942 года по февраль 1943-го Гуров являлся членом Военного совета 62-й армии, ставшей впоследствии 8-й гвардейской, на долю которой выпал наиболее тяжелый участок обороны Сталинграда — Мамаев курган. Здесь, в штабном блиндаже, состоялась его встреча с командармом Василием Чуйковым, они были давними друзьями. Это люди одного склада: если Чуйков был мозгом армии, то Гуров - ее душой. Защитники Сталинграда вспоминают Кузьму Акимовича как веселого человека, умевшего сохранять не только невозмутимое спокойствие, но и подбодрить в самый критический момент боя. Он мог показать пример солдатам, был бесстрашен: в одном из боев Гурова ранили, но он остался в строю. Ставкой Верховного главнокомандующего 6 декабря 1942 года ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
По окончании Сталинградской битвы в феврале 1943 года в штаб теперь уже 8-й гвардейской армии пришел приказ о том, что Кузьма Гуров назначен на должность члена Военного совета Южного фронта.
Не выдержало сердце
После разгрома фашистов под Сталинградом войска Южного фронта начали освобождение Донбасса. Молниеносное продвижение Красной армии на запад затормозилось в отрогах Донецкого кряжа. Несколько месяцев шли тяжелейшие бои на Миусе, берега которого были превращены гитлеровцами в неприступные бастионы.
Для наступающих войск особенно трудно было переходить от быстрого наступления к затяжному позиционному сражению, когда враг упорно не хочет отдавать инициативу. В таком случае важно сохранить боевой настрой солдат, подготовить их к решающему прорыву. Нужно было найти слова. И они были найдены в письме советских военнопленных о том, как фашисты издевались над ними и мирным населением: «Дорогие братья! Мы верим, что вы скоро придете сюда и найдете наше письмо… Там, где стоит крест, покоится прах около 7000 советских граждан, замученных и убитых. Здесь убито около 600 военнопленных. Фашисты, чувствуя свою гибель, как бешеные издеваются над нашими людьми. Прощайте». Письмо было опубликовано по приказу замполита фронта Гурова во всех газетах. И тогда - наступательный порыв наших бойцов стал неудержим!
10 сентября был освобожден Мариуполь, 15 сентября - жители Сталино (так тогда назывался Донецк) собрались на митинг, где на трибуне вместе с командирами стоял и Гуров.
17 сентября Кузьма Гуров был награжден вторым орденом Красного Знамени. Но… уже через неделю его не стало. Случился тяжелый сердечный приступ: закупорка сердечной артерии. Врачи оказались бессильны. Тело генерала доставили в столицу Донбасса. Через две недели после освобождения шахтерский город вновь нес цветы Кузьме Гурову, теперь провожая его в последний путь. Ему был 41 год.
Василий ЧУЙКОВ, Маршал Советского Союза:- Дивизионный комиссар, а затем - генерал-лейтенант Гуров был для всех нас прежде всего боевым другом. Все время, пока шли бои, он был на правом берегу, в Сталинграде, и делил с нами горечь неудач и радость успехов.
Именем Кузьмы Гурова назван проспект в Донецке, а в уютном сквере, где освободитель этой земли нашел последнее пристанище, установлен бронзовый бюст воина.
Помнят своего земляка и калужане. В 1965 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР его родная деревня Панево была переименована в Гурово. Малая эта деревенька существует и теперь в составе Волосово-Дудинского сельского поселения Ульяновского района.
Автор новости: Алекс КРАСНОВ (по материалам книг и воспоминаний).