Только куклы это не театральные, а художественные. Куклы как искусство. Высокое искусство воплощения некоего образа с величайшим мастерством от пальчиков рук, выразительных лиц до мельчайших пуговок на костюме, камеи на платье, пряжки кожаного кошеля. Выставка называется «Кукловодство». Мне показалось, что слово созвучно с термином «цветоводство» – просто у кого-то растут цветы, а у кого-то – прекрасные куклы.
Ну а какого самого известного кукловода вы знаете? Конечно же, сказочного Карабаса-Барабаса, доктора кукольных наук. В зале галереи есть и он: огромный, в гигантских башмаках, сосиски-пальцы сжимают веревочки, дергая за которые, можно заставить Арлекина или Пьеро двигаться и говорить. Длиннющая борода Карабаса, свитая из переплетенных холщовых лент, протянулась по всему залу, став своеобразной витриной для шарнирных кукол-марионеток.
Инсталляция, выполненная художниками Ярославом и Владимиром Гвоздевыми, Константином Морозовым и Ольгой Коломиец, называется «Кукловод», и, в отличие от сказки, Карабас в ней не страшный и не злой, хоть и сидит, нависая над залом, на громадном табурете. А внизу — не только куклы, но и мы, посетители выставки. Хороший повод не только увидеть мастерство художников, изготавливающих куклы, но и задуматься, кто мы в этом мире, можно ли нас дергать за невидимые ниточки и управлять нами по чьему-то желанию.
Посмотреть на многочисленные шедевры кукольного мастерства приходят не только восхищенные родители с детьми, но и другие кукольных дел мастера, а еще портные и кутюрье. И все задаются вопросами: как можно было пришить эти тончайшие кружавчики, оборки с помпончиками, завить эти чудные нитяные локоны, выполнить изящную роспись-татуировку на теле маленькой японки? У «Мастроянни» Анны Симоновой не только кожаные ботинки, но и ремень в брюках. А костюмчику Марчелло могут позавидовать ведущие итальянские модельеры — у пиджака имеются и подкладка, и нужное количество пуговиц по борту и на обшлагах рукавов, а на брюках — стрелочки.
На миг может показаться, что это вовсе и не человеческих рук творения, а живые люди, каким-то магом уменьшенные и на миг заколдованные, застывшие в той позе, в какой были, в том движении, в той одежде.
Вот очаровательная бабулька Светланы Рудой «У метро» сидит в худом пальтишке, старом платке, видавших виды валенках. Продрогшая, руки в карманах и молящий о помощи взгляд. За пуговку на пальто прикреплен полиэтиленовый пакетик для милостыни — там одна купюра и несколько жалких монеток. Вполне узнаваемый образ из 90-х.
А вот сказочные «Мари» Катерины Тарасовой и принц «Щелкунчик» Сергея Яргина – напоминание о чудесной рождественской сказке, любимой и взрослыми, и детьми.
На выставке можно встретить и «Шекспира» Ксении Баженовой, и «Есенина» с «Мариенгофом» двух Ирин – Москвиной и Варшавской, и четверку известных писателей – Пушкина, Достоевского, Булгакова и Бродского – в исполнении этих же авторов. Все эти куклы хранят тепло души их создателей, несут радость и восхищение мастерством, которому нет предела. Обрезаны нити поводыря-кукловода. Есть только нити творчества, созидания, любви.

И вас, без сомнения, очарует «Имото» – маленькая японка Любови Лукьянчук с кошкой на коленях.

Дамы Саши Худяковой совсем из другой эпохи — шляпки, декорированные цветами, пышные платья с обилием кружев и лент, письмецо в тонких ухоженных пальчиках наверняка надушено. Оттуда же и «Мамзелька» Юли Сочилиной и две девочки: «Варенька» Анны Гущиной и «Девочка с гусиком» Ирины Качаравы.

Заставляет улыбнуться мчащийся куда-то (неужто на репетицию опаздывает?) на самом настоящем крохотном трехколесном велосипеде самый настоящий клоун с красным шариком носа в смешном фраке в горошек, клетчатых штанах и клоунских ботинках. А сзади в багажной корзине — верная такса с развевающимися от быстрой езды ушами. Ника Радюк назвала свою композицию
«С ветерком».
➤ Больше фото в фоторепортаже "Выставка «Кукловодство» в Калуге".

Газета
Прямая линия












