В кузнице, занесенной декабрьскими снегами, до позднего вечера стучат молотки. Дмитрий вместе с помощниками делает очередной заказ – средневековый медный рыцарь, уже третий по счету, скоро украсит интерьеры заказчика. Работы много, но она приносит много радости. В кузнечное ремесло его привели опыт отца, мастера на все руки, и любовь к истории Оте-чества. Получается, что все у него – от корней.
Мастер и реконструктор
– Меня спрашивали: мол, я, наверное, вырос в деревне? Нет, я типичный московский ботаник, книги любил читать, – рассказывает Дмитрий Семин. – В Москве у нас сложился клуб, где мои старшие товарищи – этнографы, собиратели – занимались народными играми, танцами, праздниками. Сначала было просто интересно, потом начали приглашать на исторические фестивали и реконструкции. А потом это стало работой. Примерно пятнадцать лет занимаюсь проведением народных праздников. Когда мы были молодыми реконструкторами, привлекало общение среди молодежи. Сейчас у нас семьи, и я все ориентирую так, чтобы было интересно в первую очередь детям.
Дмитрий учился на юриста, но на пятом курсе принял решение, что это совсем не его, и ушел в армию. По возвращении нашел мастерскую, учился, работал и ковал воинские доспехи. Поступил на бюджет в Московский государственный педагогический университет, где была кафедра декоративно-прикладного искусства. Шел не за академическими знаниями – хотелось познакомиться со старыми советскими мастерами, носителями кузнечных навыков.
В Тарусу Дмитрий с семьей приехал несколько лет назад. Искали дом в деревне, чтобы жить на земле, но в итоге переехали сюда и создали семейную школу, работающую в формате семейного кружка. Сейчас продолжает проводить с тарусскими ребятами занятия по русской истории, современному мечевому бою, обучает народным танцам – самостоятельному явлению русской культуры, и мечтает провести большой фестиваль, посвященный истории города на Оке.
Игра как искусство
Современный человек уже не имеет представления об исконных русских народных играх. Ну, может быть, с ходу вспомнит лапту или бои стенка на стенку. А ведь возникли они не просто так: в старину, когда не было системы обучения, игра была основным способом общения и подготовки.
Вот, к примеру, игра с интересным названием «шалыга». Это мешок на веревке, имитация кистеня, ударного оружия. Водящий гоняет шалыгу, защищаясь от окружающих, которые должны его осалить и стащить шапку с головы. Или кила, еще некоторое время назад никому не известная русская народная забава. В ней используется тяжелый мяч, в нескольких источниках встречается описание, что был он огромным – размером с лошадиную голову! Сегодня кила, которую еще называют русским регби, вышла из забвения. В этом заслуга собирателя Виктора Колчина, хорошего товарища Дмитрия, который провел этнографические изыскания и вернул килу в народ. Сегодня даже существует Всероссийская федерация килы, проводятся соревнования и чемпионат России, который называется «Богатырская сеча». Кубок для победителей, кстати, выковал в своей кузнице Дмитрий Семин, и сейчас он как переходящий приз гуляет по стране. Киле повезло – она вернулась благодаря увлеченным людям.
Танцуют все!
– Честно говоря, я очень давно хотел начать занятия народными танцами и сейчас наконец сложилось. Народу на наших вечёрках пока не очень много, но все еще впереди. Начали с основ. Оказалось, что даже простые сочетания движений – два притопа, три прихлопа – бывают для людей сложны. Чем интересен и полезен русский народный танец – в нем задействовано все тело, в отличие, например, от ирландского, где работают ноги, а руки держат баланс корпуса, – рассказывает Дмитрий.
- Русская пляска – это отдых, общение, поэтому для нее важен еще и голос, вспомним частушки как полет души! У нас много сочетаний: дроби, хлопушки... Это ритмический рисунок, который взаимодействует с музыкой. Есть сольная пляска на кругу, когда каждый пляшет как может, или перепляс, когда танцуют вдвоем, словно ведя разговор. А есть еще такое явление, как бытовые танцы. Их очень много – парная «Семеновна», «Светит месяц», «Марийская». Свое название они получили он названий музыкальных наигрышей.
Теперь по воскресениям в фойе киноконцертного зала «Мир» танцуют все – Дмитрий надеется, что танец как явление народной культуры поможет тарусянам открыть для себя что-то новое. А может быть, просто вспомнить то, что никуда и не уходило. Это корни, исконная глубина и сила которых всегда нас поддержит – тарусский кузнец знает это точно.
Таруса – не просто древний прекрасный город, а город-крепость, защитница Москвы. Большинству она известна как культурный центр, город художников и поэтов. Но если бы не было героической предыстории, не было бы ничего.

Газета
Прямая линия












