После войны прославленный летчик Иван Кожедуб одно время командовал авиационной дивизией в нашем регионе. Это была не почетная ссылка, как, например, поступили с Жуковым, а жесткая необходимость. Мир еще не остыл от схватки с фашистами, а коллективный Запад уже готовился к нападению на СССР, поэтому, как говорили военные, порох надо было держать сухим. Дивизия Кожедуба дала славный бой американским «Сейбрам» в небе над Кореей. По возвращении из этой «командировки» летчики прописались в Калужской области.
На аэродромах базировались реактивные самолеты новых образцов, и комдиву самому не раз приходилось садиться за штурвал, чтобы не отстать от жизни. Но больше внимания он уделял летчикам, которые слушали его с замиранием сердца и смотрели, как на инопланетянина. Разве мог простой смертный сбить шесть десятков самолетов врага? Разве мог три с лишним сотни раз вылетать за линию фронта и уцелеть? Верующие осторожно пытались выяснить, кто его небесный покровитель. А он объяснял просто: сливался с самолетом и владел им, как самим собой. И действовал часто не по правилам, а им вопреки.Однажды осенью он возвращался в Калугу на служебной «Победе». Небо цвета серого солдатского сукна изливало на землю потоки воды. Вдруг взвизгнули тормоза. Постовой у городского бора властным движением жезла остановил машину и стал медленно обходить ее. Слишком медленно, невзирая на дождь.
– Почему номера забрызганы грязью? – строго спросил он водителя, не обращая внимания на сидящего рядом с ним пассажира в плаще с капюшоном.
– Так дождь же, грязь, дорога тяжелая, командир.
Постовой снова стал не спеша обходить машину, и Кожедуб понял, что вымогает взятку. И не ошибся. Калужские водители знали, что этот постовой не пропускает без подачки ни одно авто. А в этот холодный осенний день он продрог до костей, машин долго не было, и взятка нужна была ему позарез. Кожедуб показал ему свой кошелек и сказал, что в нем только неразменная тысяча дореформенных рублей.
– Садитесь к нам в машину, поедем в город, разменяем и расплатимся с вами честь по чести.
Постовой послушно сел на заднее сиденье и, оказавшись в тепле, закрыл глаза, предвкушая скорую выпивку.
– Приехали! – сказал водитель.
Постовой удивился: они стояли почему-то у входа в областное Управление внутренних дел в Калуге на улице Суворова.
Когда водитель привел стоявшего на посту у входа дежурного милиционера, человек в плаще откинул капюшон и расстегнул плащ. Постовой зажмурился, увидев на гимнастерке три золотые звезды Героя Советского Союза.
– Сдадите этого человека лично начальнику управления, – властно приказал Кожедуб. – Пусть этот нерадивый службист сам объяснит, за что и почему. Если что непонятно будет, свяжитесь со мной по телефону. А мне возиться с ним некогда.
– Слушаюсь, товарищ Кожедуб! – козырнул дежурный.
Хорошую память у калужан оставил о себе боевой летчик и словом своим, и делом.
P.S.
Эту историю рассказывали мне когда-то ветераны–журналисты газеты «Знамя» Анатолий Яковлевич Иванов, Александр Иванович Щеглов и Анатолий Васильевич Свиридов.
В.Б.
С 1952 по 1960 год 324-я Свирская Краснознаменная авиадивизия, которой командовал Кожедуб, в составе двух авиаполков дислоцировалась на аэродромах Орешково близ Воротынска и Инютино близ Балабанова. Штаб дивизии располагался в Калуге на улице Софьи Перовской (ныне ул. Воскресенская, 9). Иван Никитович некоторое время жил в Калуге, в доме на ул. Достоевского, 79/6. Комдив был одновременно и начальником Калужского военного гарнизона. В 1952 году он принимал участие в работе XIX съезда ВКП(б) в составе делегации нашей области.
В музее калужского лицея №36 хранятся личные вещи героя. В 1985 году побывал там и сам Кожедуб. Оставил автограф в книге отзывов, вместе с однополчанами возложил венки к памятнику-самолету МиГ-17 в школьном дворе, сфотографировался с активом учебного заведения.
9 мая 1985 года Почетный гражданин Калуги, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб, стоя на трибуне на улице Кирова рядом с драмтеатром, вместе с другими гостями города приветствовал участников демонстрации, посвященной 40-летию Великой Победы.
9 мая 1985 года Почетный гражданин Калуги, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб, стоя на трибуне на улице Кирова рядом с драмтеатром, вместе с другими гостями города приветствовал участников демонстрации, посвященной 40-летию Великой Победы.
Виктор БОЕВ
Фото из отрытых источников

Газета
Прямая линия












