Сероводородные озера близ Пригородного лесничества в рекламе не нуждаются – сейчас возле них круглый год людно. Это место является особо охраняемой природной территорией (ООПТ), о чем информируют щиты. «Резванский минеральный источник представляет собой небольшой круглый водоем, со дна которого выбивается вода. Стенки, дно, водоросли покрыты черной грязью с запахом сероводорода» – читаем мы. Дотошный посетитель замечает несоответствие: ведь источник изливается из трубы, искусственно пробуренной скважины, да и поселок Резвань довольно далеко... Дело в том, что этот абзац почти дословно взят из очерка В. Зеленова в сборнике «Туристские тропы Калужской области» 1989 года издания, но относились они совсем к другому резванскому минеральному источнику...
Неблагозвучное название
Тухлый ключ – так в народе издавна называли тот родник. Как отмечал Николай Гоголь, «выражается сильно российский народ»: название неблагозвучное, но меткое. «Официально» его именовали «Резванский минеральный источник».
«Находится он непосредственно у озера Малая Резвань» – сказано, например, в том же очерке Зеленина. Хорошо знали его калужане, много раз еще с дореволюционных времен обследовали геологи, водой и грязью из него в 1930-х лечили в калужской городской больнице всевозможные ревматизмы-радикулиты... Но буквально на глазах нашего поколения Тухлый ключ иссяк. О нем напоминает только большая яма-западина у Малой Резвани. Некогда вся она была заполнена сероводородной водой, а сейчас дно задерновано, даже весной и осенью абсолютно сухое – нет, например, зеленой травы, верного признака близких подземных вод.
В многочисленные буровых скважинах неподалеку, в том числе и той, что питает нынешние Сероводородные озера, многие видят причину иссыхания Тухлого ключа: дескать, перехватили жилу.
Впрочем, возможно, человек и ни при чем: в природе ведь постоянно все меняется. В пользу этой версии говорит то, что источник иссяк не одномоментно, а постепенно, а также еще один «тухлый ключ» неподалеку, существующий до сих пор, но почти забытый, коему скважины не мешают. История с ним вышла у меня почти детективная.
Росвянские источники
Росва – старинный поселок севернее Резвани, известный прежде всего усадьбой Урусовых. О том, что и там есть выходы минеральной воды, слышать и читать приходилось несколько раз, но все как-то неконкретно. Даже популярные яндекс-карты и Викимапия не помогли.
Недавно благодаря обнинскому краеведу Юрию Протвину мне удалось ознакомиться с отчетом курортологической партии, в послевоенное десятилетие изучавшей минеральные источники и другие бальнеологические ресурсы Калужской области («Лечебные воды и грязи Калужской области». Коллектив авторов. Калуга. 1954). Там Росвянский источник был описан точнее, хотя и без указания координат (навигаторов в то время не было!). Калужский турист и краевед Андрей Тимашев, бывавший у источника, подсказал координаты, но они расходились с информацией местных жителей:
– Да что его искать, ваш сероводородный родник – иди по улице поселка, учуешь ручей из него. Сам ключ за домами, в проулке, женщины туда и сейчас иногда ходят белье полоскать! – советовали местные прохожие.
Вот только источник оказался... еще одной старой скважиной. Насколько мне удалось выяснить, она старше той, что у лесничества, пробурена в 1960-х. Ручеек, пересекая улицу Росвы, впадает в речку Росвянку. Не знающие местных тайн гости поселка морщатся: «Безобразие – канализация прямо по улице течет». А где же природный минеральный источник?
– У нас здесь везде вонючая вода, целых четыре выхода знаю: две скважины, два ключа. Да только заросло все. Только к тому, что на улице, и есть тропка. А источник, про который вы спрашиваете, на берегу Росвянки. Там как бы котловина. Раньше на дне ее озерцо было, со дна били ключи, были оборудованы мостки, столик стоял, ходили туда отдыхать, некоторые и купались, бидоны с молоком охлаждали, когда рядом ферма была... Это недалеко, но попробуй пройди – бурьян, кусты... – рассказывали люди.
Воспоминания вполне согласовываются с описанием из вышеупомянутого отчета 1950-х: «Группа многочисленных грифонов (то есть бьющих со дна фонтанчиков) пробивается со дна воронки размером 4х6 метров.
Воронка ограждена проволокой. Грифоны заметно газируют. Поток воды каскадами стекает по ступенчатому каналу, укрепленному срубами, в Росвянку».
Не без труда, но я пробился к забытому минеральному источнику. Сейчас, когда опала листва и лег бурьян, сделать это особенно легко – он оказался совсем рядом (в нескольких сотнях метров) от недавно открытого моста через Росвянку, характерный запах чувствуется уже здесь (проезжающие списывают его кто на сброс неочищенных вод, кто на утечку на газопроводе), а выход «тухлой воды» вполне себе живой: издали видно пятно зеленой травы, ручеек журчит довольно бойкий, а озерцо превратилось скорее в почти затянутые тиной большие лужи. Красивые некогда грифоны с пузырьками газа сквозь тину не видны...
Ничего не осталось и от эффектного в прошлом бревенчатого каскадного водостока. Возможно, и этот источник умирает, но, скорее всего, он просто зарос и затянулся грязью. Ведь раньше за ним следили, а сейчас даже внятной тропы нет.
Как же получилось, что удивительное место забылось и не имеет никакого охранного статуса? Росва – ныне часть Калуги, сюда ходит городской автобус (37). У нас, что, так много минеральных источников в области? Впрочем, благоустраивать подобные места тоже надо с умом.
Здесь был «Тухлый ключ».
Мы продолжаем разговор о знаменитых «ароматных» источниках Калужского края. Не так давно сероводородными водами и грязями активно лечились. В старые времена к «тухлым» ключам даже августейшие особы приезжали, не брезговали. Рассказы об этом ходят до сих пор.
Так необычно оформлен источник Сергия Радонежского у Оптиной пустыни.
Где лечился Пётр Первый?
Про то, что наш первый император жил-гостил на железоделательном заводе в Истье (нынешний Жуковский район), ковал железо и лечился минеральной водой местного источника, не часто, но вспоминают в краеведческой литературе. Однако где же он, тот источник? Обычно пишут, что в овраге, западнее села. Он у местных жителей до сих пор почитается святым и целебным и так и называется: Петров ключ! И на яндекс-картах обозначен как «минеральный источник». Но... согласно многочисленным анализам источник пресный, вода его заметно не минерализована! А старожилы выводят название не от императора Петра, а от монаха Петра, некоего отшельника, жившего якобы близ родника...
Зато подходящий источник имеется в 10 – 15 километрах южнее, у деревни Лыково того же Жуковского района (и в 5 км от бывшего Угодского Завода, где Петр также достоверно бывал). Это Гниловодка! Здесь стояла часовня с особо почитаемой местными жителями иконой, которая так и называлась ими – Гниловодской! В день Святого Духа совершалось водосвятие и крестный ход. «Вода на том ключе отдает гнильцой, и, если ее много напиться, получишь «расслабление в животе», купаться в нем считалось полезным» – читаем мы в очерках «Деревни и села Жуковского района», (Калуга, 2004 (также за сведения о Гниловодке благодарю жуковского краеведа Юлию Соловатову). Местные жители уверены, что здесь-то и лечился на самом деле преобразователь Руси. Но увы! Сейчас на деньги спонсоров родник обустроен, да так, что собственно выход воды практически не виден...
Где оно – серное озеро?
Еще два знаменитых в прошлом сероводородных источника находятся близ монастыря Оптина пустынь. Первый – Святой колодец Пафнутия Боровского – издавна почитался и был освящен еще в Х1Х веке. Он не забыт, к нему ходят паломники. Вот только, как и в Лыкове, собственно колодца с некогда бившими со дна грифонами сейчас нет, даже ручья нет – вода под землей перехвачена трубами и по ним подается в закрытую купель. В середине ХХ века близ Оптиной пользовался популярностью и другой минеральный источник – Серный. Он изливался в Серное озеро, точнее, озерцо, – вытянутую метров на 70 в пойме Жиздры старицу, заполненную черной сернистой грязью. На старой фотографии виден небольшой плот на нем – на него вычерпывали грязь, подсушивали и использовали для лечения больных в Березичском санатории и козельских больницах. Сейчас его нет.
Завернув недавно в Оптину, я надоел и местным жителям, и монахам расспросами о его судьбе. Однозначного ответа не получил. Большинство склоняется к тому, что речь идет об источнике, расположенном в ста метрах от Пафнутьевского, сейчас он освящен во имя Сергия Радонежского, – ныне его воды также отводятся и эффектно изливаются из трубчатого креста.
– Раньше к нему доступ был со стороны Жиздры, как яма, – мы там пацанами купались на спор в ледяной воде летом, кто кого пересидит – поделился местный рабочий, родившийся в 1950-х. Однако вопросу про озерцо с целебной грязью он удивился: – Не помню такого.
Лишь один батюшка припомнил, что слышал, что насыщенный сероводородом ил добывали ниже по течению, там, где ныне находится подсобное хозяйство монастыря...
О геологии и бальнеологии
Все наши сероводородные источники, как и соседние тульские (известная Краинка), питает водоносный горизонт, находящийся на глубине от 10 м (в районе Козельска) до 40 и глубже (севернее Калуги). Слагают его породы, формировавшиеся на дне теплых морей Девонского периода, возрастом более 350 млн лет назад, прежде всего это гипс. И наивно думать, что и вода того же времени. Нет, она, попадая в слои с гипсом (сульфатом кальция), там и насыщается сульфатами, а свободный сероводород вроде бы выделяется уже выше. Насколько они целебны? Петр Великий (как было принято в его время) пил такую минералку «в лошадиных дозах», и она ему помогла: «Воды, слава Богу, действуют изрядно, особливо урину гонят; только опетит не такое, аднакож есть» (из письма супруге Екатерине, 1724). Сейчас врачи «тухлые воды» принимать внутрь не рекомендуют, но для наружного лечения их, как и целебные грязи, в первой половине ХХ века использовали очень широко. Заходила даже речь о создании санатория на Черносвитинском болоте у микрорайона Силикатный – для лечения торфом! Сейчас, насколько я знаю, считается, что лечебные свойства сероводородных вод и грязей были преувеличены и увлечение ими сошло. Возможно, дело в появлении более эффективных препаратов.
Согласитесь – подобные объекты вполне могут стать интересными туристическими фишками, хотя бы для вылазок выходного дня. Причем, я уверен, знаем мы далеко не все. В моем архиве есть сведения о неизвестных геологам «припахивающих родниках», полученные от местных жителей и требующие проверки. Может быть, наши читатели подскажут и другие?