Исследовать неизвестное
Любовь к керамике, по словам Владимира Жукова, жила в нем с детства. Владимир по профессии железнодорожник, но несколько поколений его семьи и по отцовской, и по материнской линии работали на Песоченской фаянсовой фабрике - отсюда его увлечение. Бабушка Владимира и его прадед были живописцами, все сестры бабушки работали декольщицами, обжигальщицами, бабушка по маминой линии трудилась в чистильном отделении.Личность хозяина завода – Сергея Ивановича Мальцова – стала для Владимира образцом предпринимателя:
– Я убежден, что нужно возрождать именно мальцовские традиции, мальцовский подход к делу, когда все наилучшее, где бы он это не встречал – в России, за границей, он тут же внедрял в производство. Все это шло на пользу, служило величию страны и повышению благосостояния людей. Это было самое главное в его жизни и, в том числе, стало толчком для того, чтобы я собрал часть вещей, которые были бы интересны жителям нашего города.
Экскурсию по выставке для первых посетителей провел заведующий историко-краеведческим музеем Андрей Бауэр. Он рассказал, что, занимаясь историей завода, бывшей фаянсовой фабрики, он изучал клейма предприятия и в коллекции Владимира Жукова нашел два неизвестных клейма, которых нет в распоряжении музея.
– Это артефакты, а не просто посуда, эти предметы заслуживают пристального изучения, – подчеркнул Андрей Бауэр.
Один из самых интересных экземпляров выставки – фрагмент тарелки, найденный в деревне Анисово Городище, декорированный деколью. Андрей Бауэр датировал изделие 70-ми годами XIX века.
– Клеймо, выполненное в «тесте», я отрисовал, оно неполное, но живописное. Сюжет тарелки тоже вызывает интерес – на фрагменте изображен храм – либо вымышленный, либо некий костел, – рассказал заведующий музеем. – Я думаю, что это одна из первых деколей не только в Песочне, но и вообще в России.
Еще одна загадка – тарелки с монограммой. Коллекционер считает, что это приборы из сервиза. Его явно заказывал богатый человек. На изделиях стоит клеймо в «тесте». Его выдавливали металлическим штампом в тарелке-сырце, затем обжигали – изменить или подделать такое клеймо нельзя.
Агитация, реклама и нетипичные сюжеты
Не атрибутированные специалистами вещи – два подарочных предмета с вензелями Николая I и Екатерины II. Это могут быть декоративные чернильницы кузнецовского периода начала ХХ века или приборы для специй. Прекрасно сохранилась роскошная турина (супница) в нежном зеленом и розоватом цвете. Скорее всего, она была центральным предметом большого сервиза. По мнению специалистов, рисунок выполнен по трафарету. Представленному фаянсу 100 – 130 лет.Есть у коллекционера и любимые вещи. Одна из них – тарелка с надписью «Благословен труд свободный». Это копия работы Вениамина Белкина, знаменитого художника, работавшего на бывшем императорском заводе.

Ряд изделий стал поводом для дискуссии работников музея, коллекционеров и специалистов ООО «Фарфор», продолжающих сегодня традиции мастеров Песоченской фаянсовой фабрики. Одна из самых загадочных вещей на выставке – белый кувшин с автографом известного художника советского периода Александры Щекатихиной-Потоцкой. Подпись сделана деколью, характерное «АЩ» художницы есть и на донце. Но самое удивительное – рисунок. На кувшине изображен ангел, несущий младенца, – отнюдь не советский сюжет.
«Разгаданная» керамика, представленная в других витринах, также заслуживает внимания. Посетителей удивят сюжеты с социальной рекламой, посвященной сбору средств на лечение солдат – участников Первой мировой войны, посуда с рекламой машинки «Зингер», мальцовских локомобилей и даже лотереи, главный приз которой – кругосветное путешествие.
На выставке «Загадки Песоченского фаянса» представлены изделия Песоченской фаянсовой фабрики 1870 - 1930 годов. Это разнообразные бытовые и декоративные вещи, торговый и агитационный фаянс разных периодов, в том числе революционной и советской поры. Все это – история страны, отраженная в керамике. Познакомиться с ней можно на протяжении года, пока работает выставка.
Наша справка
Деколь (англ. Decal) — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение, собственно деколь, «переводная картинка», переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати.
Деколь (англ. Decal) — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение, собственно деколь, «переводная картинка», переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати.
Фото автора.