Одна из немногих девушек, мастеров лозоплетения, Валерия Веренева недавно стала серебряным призёром Всероссийского чемпионата "Абилимпикс"
Промысел как искусство
– Даже для людей без инвалидности существует достаточно обширный список заболеваний, при которых они не смогут овладеть рядом профессий, – поясняет Андрей ВОЛОХОВ. – Многие наши выпускники в силу противопоказаний тем более не могут выйти на открытый рынок труда. А вот сопровождаемая трудовая деятельность вполне возможна. Все европейские страны давно осуществляют подобные программы, потому что во главу угла там ставится личность человека, его социальная ценность для общества. Любой человек должен иметь возможность общаться и приносить пользу в меру своих возможностей.Это то, чему обучают сегодня в реабилитационно-образовательном центре. Каждый имеет возможность максимально раскрыть и развить свои способности: для каждого подбирается подходящая специальность, при необходимости разрабатывается индивидуальная программа обучения и оборудуется рабочее место. Воспитанники осваивают шитьё, обувное дело, лозоплетение, учатся рисовать и вышивать. Им не мешают отсутствие слуха или зрения, ментальные или физические нарушения.
Народные промыслы ставятся во главу угла неспроста: в центре считают, что овладеть ими способен каждый.
– Разве можно предположить, что в Городце или Палехе все рождались великими художниками? – говорит Андрей Валентинович. – Конечно же, нет. Тем более что мастерство чаще передавалось из поколения в поколение.
В мастерской лозоплетения ребята становятся настоящими мастерами
От лозы до кисти
Сегодняшние ученики КРОКа, обучающиеся по специальности «лозоплетение», сами заготавливают, обрабатывают и сортируют ивовые пруты. И сами изготавливают удивительные предметы, которые пользуются огромным спросом на выставках и благотворительных ярмарках: корзинки, самовары, лежанки для кошек, короба для игрушек…В мастерской учатся и работают ребята с нарушениями слуха и зрения, и это не мешает им становиться мастерами. Для тех, у кого нет возможности видеть, на столах установлены специальные определители толщины лозы, снабжённые надписями азбукой Брайля.
Роман Половинко, работающий в изостудии, – тоже уникальный специалист. Сейчас он украшает шкатулку иллюстрациями нашего земляка Ивана Билибина к «Сказке о Золотом петушке»: сначала выжигает рисунок, а затем расписывает. Работать обычной росписью из-за особенностей здоровья он не может.
– Это богородская роспись с выжиганием, – поясняет мастер художественного обучения Евгения АНИКАНОВА. – Богородская резьба существовала как промысел с XVIII века, а потом Елена Васнецова основала в Богородске (бывшем Загорске) деревенскую школу и присовокупила к резьбе ещё роспись с выжиганием.
Задача мастера КРОКа – не просто научить. В первую очередь для каждого ученика надо подобрать то, что подходит именно ему, с чем он справится – и справится достойно.
Рисовать Наталье Финогеновой всегда нравилось, но именно КРОК дал возможность заняться живописью серьёзно.
Своя роспись
Творчество Анны Усовой хорошо известно не только в Калуге. Официально она проживает в доме-интернате в Тульской области, однако появляется там редко. Часть летнего времени проводит в монастыре у матушки Анастасии, а весь учебный год мастерица занята любимым делом в трудовых мастерских КРОКа: рисует, расписывает всевозможные дощечки, шкатулки, салфетницы…Недавно из того же интерната в Калугу приехала Наталья Финогеева. Лёгкая в общении, с лучезарной улыбкой, она каллиграфически пишет, вышивает, а теперь ещё и рисует. Правда, делать всё приходится ногой. Городецкая роспись, которой занимаются многие воспитанники, Наталье не подошла: много мелких деталей и мазков. Специально для неё мастер подобрала полхов-майданскую роспись, такую же яркую и сочную, как улыбка Наташи. Местные мастера специально оборудовали рабочее место и даже сделали специальные пяльцы для её увлечения.
– В основном Наташа сама себя обслуживает, но в определённые моменты сопровождение, конечно, нужно, – замечает Андрей Волохов. – Так что это стало экспериментом и для нас, ведь в центре нет сопровождающего персонала или санитарок. Помогают наши воспитанники – у нас свои внутренние волонтёры, так что жизнь Натальи в нашей социальной гостинице вполне устроена.
Андрей Валентинович убеждён, что такие люди, как Наталья, вполне могут жить самостоятельно, а не в интернате, конечно, при поддержке приходящего помощника. Но система социальной адаптации в нашей стране абсолютно не развита. Возможно, появившиеся недавно на федеральном уровне методические рекомендации подтолкнут к каким-то изменениям. Пока же руководство КРОКа не смогло даже организовать проживание своих воспитанников в «тренировочной» квартире: узнав, для каких целей собираются арендовать жильё, его владелец ответил категорическим отказом.
Фото автора.