Урочище Каменная гряда, что у древни Песоченки в Ульяновском районе, попало в поле зрения СМИ относительно недавно. Информация разнообразная – одни видели здесь мифические «камни судьбы», другие – обычные глыбы песчаника. Нам с фотокором Георгием Орловым захотелось самим на них посмотреть. Идею поддержала Ольга Новикова, главный специалист регионального минприроды. Сколько природных памятников мы вместе с ней посетили! В планах и этому месту придать охранный статус. Энтузиазм не охладил даже дождь, который начался, как только мы отъехали от Калуги.
Хорошая погода
– Доб … Мокрое утро! Мы вам дождь привезли! – здороваемся с Сергеем Федосеевым, директором заповедника «Калужские засеки».
За кофе обсуждаем предстоящую поездку. Сергей Васильевич свой родной Ульяновский район знает на «отлично».
– По воспоминаниям старожилов, некоторые камни были размером с дом. Сейчас таких не осталось. В советские времена их дробили на щебенку, использовали для фундаментов домов. В районе местами встречаются выходы крупных камней – в заповеднике на северном участке, Каменная гряда недалеко от Песоченки и еще одна точка километрах в трех севернее от нее. Я на это место случайно наткнулся, когда на квадроцикле проезжал. Очень атмосферное, как теперь говорят. Лежат в лесу очень большие «плиты», покрытые мхом. Я одного товарища возил, который такими вещами интересуется, он там просто залип. Жаль, что сегодня мы не сможем туда попасть. Машина не пройдет, – говорит он.
Посокрушавшись, договорились, что в сухую погоду директор заповедника отправится к тем камням, сделает фото и зафиксирует координаты на навигаторе. Дождь продолжал настырно барабанить – мол, пора в дорогу. Едем в деревню Уколица, в Ленинское участковое лесничество, которым руководит Наталья Чижевская. На этих землях расположена Каменная гряда. Полюбовавшись мокрыми клумбами у конторы, аистом, мокнущим в гнезде на водонапорной башне, пересаживаемся в УАЗ-буханку.
– Хорошая погода! – улыбаются лесники.
Мы потом убедились, что они не шутили. Для походов в лес мокропогодица совсем не плоха – не докучают оводы, комары и другие кровопийцы.
Камень со сквозным отверстием.
Под мокрой сенью
Мокрые ветки хлещут в окна. Пару раз останавливаемся. Визжит бензопила. Мужчины убирают с дороги упавшие деревья. Сбоку показались какие-то руины.
– Это, девчата, ферма. Я здесь работал. А мальцом был – на быке верхом пытался ездить, – рассказывает наш водитель, лесник Александр Холин.
Для него уходящая в небытие Песоченка – малая родина. В советские времена тут жизнь кипела, народ работал на колхозных полях и ферме. Теперь этим поля заросли, а брошенные дома смотрят на белый свет черными глазницами окон.
– В деревнях народу все меньше, в основном старики остались. Как-то мимо села Кирейково проезжал, там в домике на краю бабулька живет. Смотрю, оттуда лиса бежит и тряпку в зубах несет. Видимо, пахла чем-то съестным, она ее и стащила. Звери нередко в такие полуживые деревни заходят, – поделился Сергей Федосеев.
Хоть и убеждали нас, что никаких леших тут нет, но поплутать в поисках Каменной гряды все же пришлось. Наконец, перебравшись через упавшие стволы, обойдя зубриные «мины» (жалует лесной царь здешние места), вышли к камням. Темно-бурые глыбы дремали под одеялами мхов, стволами валежника.
– Нападало, – говорит Александр Холин, снимая ветки. – А под камнем барсуки накопали – вон норки. Они тут уже давно живут. Земля песчаная. Деревню и назвали Песоченка потому, что пески кругом. Я пацаненком маленьким еще был – тут брали мелкие камни. На фундаменты кто-то, видать, вылаживал.
Глыбы разбросаны вдоль берега практически пересохшей речушки Песоченки. Самый занятный камень, пожалуй, со сквозным отверстием – руку можно просунуть, что мы и сделали. Конечно, это не такой массив, как Чертово городище, но для здешних широколиственных лесов настоящая изюминка.
– В 2020 году было проведено комплексное экологическое обследование данных территорий. Геологическое направление курировал Виталий Павлович Есипов. Камни эти – ожелезненные песчаники. Зона их распространения на севере начинается у деревни Красный Клин и далее на юг до урочища Песоченка. Такие выходы встречаются и в урочище Мызин на правом склоне реки Одронки. Биологи обнаружили в здешних местах редкие растения, мхи и эпилиты – водоросли, растущие на твердом грунте, один из видов которых отмечался ранее только в Чертовом городище, – объясняла Ольга Новикова.
Очень хочется, чтобы на Каменную гряду и другие скопления камней в районе наконец внимательно взглянули и археологи. По интернету ходит много разных предположений – и мегалиты, и капища языческие. Наши спутники ни о чем таком не слышали. Приметное место, как ни удивительно, не обросло легендами. Может быть, те, кто что-то такое помнил, погибли в военное лихолетье. Бои на Ульяновской земле шли страшные.
– У Красных песков поисковики работали. Там в Великую Отечественную войну бойцов много погибло. Я представляю, как они тогда окапывались в этом красном песке, – сказал Сергей Федосеев, когда мы возвращались в райцентр.
Новый поворот
С нетерпением ждала от директора «Калужских засек» фотографий еще одного скопления камней. Когда наладилась погода, он выехал туда, а вернулся расстроенным.– Мне это место еще и больше Каменной гряды нравилось. Но самые больше камни, которые я видел там год назад, кто-то забрал (на фото). Просто так туда не попадешь, в багажнике внедорожника их не увезешь, нужна специальная техника. И она, видимо, подходила, – рассказал Сергей Федосеев по телефону.
Не выпуская трубки из рук, набрала Ольгу Новикову – что скажут по этому поводу в региональном министерстве природных ресурсов и экологии?
– Эта земля относится к лесному фонду, какие-либо действия в его границах без разрешительных документов запрещены. Куда делись камни – вопрос серьезный. Когда поступила информация от Сергея Васильевича, я выезжала в Ульяновский район. Лесники никаких разрешений на проведение работ на данном участке не давали, – ответила она.
Будем следить за развитием ситуации. Теперь и у нас камни на сердце.
Автор новости Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Георгия ОРЛОВА и Сергея ФЕДОСЕЕВА.