Избранный в 1917 году, патриарх Тихон постарался сделать все возможное для того, чтобы примирить все слои населения России, найти возможность взаимопонимания новой власти и духовенства, остановить кровопролитие, первые примеры которого уже поражали своей жестокостью. Примирение людей – вот что стояло в основе позиции предстоятеля Русской Церкви. Он не считал возможным принять сторону какой-то из противоборствующих сил в Гражданской войне. Поднявшись над схваткой тех, кто путем кровопролития, раздоров, попрания традиций предков, хотел забыть лучшие страницы истории Родины и народа, не боясь расправы за свою непоколебимую позицию миротворца и защитника справедливости и веры, патриарх Тихон служил тогда и сегодня примером стойкости в борьбе за интересы народа.
Стремление патриарха сохранить и продолжить этот принцип политического нейтралитета Церкви в гражданской войне нашло отражение в его речах и обращениях с призывом к прекращению междоусобной брани. В одном из своих первых посланий он писал:
«Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному».
Благо народное – вот что должно было стоять во главе планов власти государственной и церковной, по мнению патриарха Тихона. За это он и ратовал.Митрополит Калужский и Боровский Климент особо подчеркивает главную заслугу патриарха Тихона:
«Благодаря цельности личности своего предстоятеля, Церковь не изменила своим принципам в угоду требованиям советского правительства, в то же время, стремясь сохранить возможность исповедания православной веры для миллионов своих чад. Твердость стояния в истине во многом стала причиной преждевременной кончины святителя. Однако прежде патриарху Тихону пришлось вынести бескровное мученичество: пережить убийство ближайшего помощника, покушение на свою жизнь, тюремное заключение и фактическое лишение свободы — его пребывание было ограничено стенами Донского монастыря».
Но дело жизни патриарха Тихона жило, его продолжали представители духовенства и православных мирян, верные не только словами, но и делами, его призывам и воззваниям. В годы начала гонений и их продолжения это не было безопасным. Но духовенство в городских и сельских храмах поддерживало главу Церкви, подвергая себя опасности лишения свободы и заключения в тюрьму. Не исключением была и Калужская епархия. В тот период имели место аресты священнослужителей, которые упоминали об этом послании Патриарха Тихона с амвона или в беседах с прихожанами. Об этом рассказывают документы архивов. В «Списках духовенства арестованного гражданской и военной властью в 1918 – 1919 гг.» под первым номером значится протоиерей Сергий Протопопов, который был уважаемым в народе пастырем, служил настоятелем Успенского собора в Козельске, был местным благочинным. Его вина перед властью именно и состояла в том, что он осмелился прочитать так называемое контрреволюционное обращение Патриарха Тихона. И этот священник был не одинок. В последующие годы власть так же была жестока по отношению к «тихоновцам», многие из которых были расстреляны.Сегодня общество имеет много примеров того, что раздоры и смуты не ведут к светлому будущему и укреплению государства. Тем более значительным видится подвиг жизни и служения патриарха Тихона. Смысл его деяний во благо страны и народа отражен в одной достаточно известной, короткой, но емкой фразе: ««Пусть имя мое исчезнет для истории, лишь бы Церкви была польза». Он предвидел, что Православие нужно для процветания России, следовании ее своим путем, без оглядки на то, что ей хотят диктовать те силы, которые далеки от желания процветания и могущества православной Державы.
В настоящее время нет сомнения в том, что прославление Патриарха Тихона в лике святых и обретение его мощей положило начало периоду духовного возрождения нашего народа, открыло эпоху исследования подвига и прославления новомучеников и исповедников Церкви Русской. Должно было пройти много времени, прежде, чем пророчества Святителя Тихона о возрождении Православия на земле Отечества сбылись. Многие принявшие всем сердцем эти слова, стали в дальнейшем святыми ХХ века, вошли в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Всех тех, кто в годы гонений пошел за Главой Церкви Русской, не страшась за свою жизнь.
Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, который прославил более тысячи святых, пострадавших в годы гонений, показал примеры исключительной преданности Родине и Церкви. Каждый из них, как и патриарх Тихон, думал о будущем Родины и народа.
Автор новости: Елена МЕТАЛЬНИКОВА