Осень - время меланхолии, тоски, печали. Недаром же говорят: «Осенняя депрессия». А для некоторых такой период может длится круглый год. Пути спасения бывают разными, один из них - библиотерапия. Единственным профессионально подготовленный проводником этого метода в нашей области является кандидат филологических наук, преподаватель МГЭУ, руководитель Центра информационной безопасности судебной экспертизы калужанка Анна Волкова.
Читаем, исцеляемся
- Хочу развивать свой проект «Библиотерапия» как актуальное направление для продвижения культуры чтения, оказания психологической и психотерапевтической поддержки, - заявила Анна Волкова, став участницей образовательной программы «Женское неженское дело», которую ежегодно организует и проводит Союз «Торгово - промышленной палаты Калужской области».Проект ТПП нацелен на поддержку женского предпринимательства. А мы, потребители, в свою очередь рассчитываем на качественные и полезные услуги в разных сферах деятельности. Библиотерапия — это что-то новенькое в наших краях и, похоже, очень нужное. Давайте выяснять, насколько.
- Анна, слово «терапия» у нас ассоциируется с медициной, а вы же ученый-филолог. Поясните, пожалуйста, суть термина «библиотерапия".
- Термин происходит от слияния двух корней «библио» - книга и "терапия" - лечение. Складываем и получаем определение: «исцеление книгой" или «исцеление чтением". Эта практика не медицинская, это вспомогательное направление в психотерапии. Библиотерапия не отменяет того, что в случае необходимости в первую очередь вам следует обратиться к специалисту — психотерапевту.
- Вы пришли обучаться в проект Торгово-промышленной палаты, где участники - предприниматели в сфере торговли, парикмахерских, гостиничных, массажных услуг, общественного питания, и вдруг Волкова, с предложением читать книги.
- Я тоже индивидуальный предприниматель уже два года. Моя сфера — это судебный эксперт-лингвист и дополнительное образование детей и взрослых. У меня тоже есть бухгалтерия, налоговые обязательства. Поэтому учеба в таком полезном и интересном проекте ТПП, как "Женское не женское дело» дает мне новые знания. Почему бы и нет для дальнейшего развития и продвижения моего дела?! Я все время учусь. Для меня это инструмент саморазвития.
СПРАВКА
Анна Волкова окончила филфак КГПУ им. Циолковского по специальности «преподаватель литературы, русского и английского языков», защитила на филфаке МГУ им. Ломоносова кандидатскую диссертацию на тему «Библейский контекст в английской религиозной поэзии», дополнительно изучала психологию, психолингвистику и психодиагностику, преподавала в школах, вузах. Анна - профессиональный судебный эксперт-лингвист, авторитетные коллеги говорят, что один из лучших в РФ. Ее экспертизы с уважением принимают следственные органы и суды, на их основе адвокаты назначают исследования.
Анна Волкова окончила филфак КГПУ им. Циолковского по специальности «преподаватель литературы, русского и английского языков», защитила на филфаке МГУ им. Ломоносова кандидатскую диссертацию на тему «Библейский контекст в английской религиозной поэзии», дополнительно изучала психологию, психолингвистику и психодиагностику, преподавала в школах, вузах. Анна - профессиональный судебный эксперт-лингвист, авторитетные коллеги говорят, что один из лучших в РФ. Ее экспертизы с уважением принимают следственные органы и суды, на их основе адвокаты назначают исследования.
Всё, как по-писанному
- Итак, библиотерапия. Чем вы можете быть полезны целевой аудитории, которая испытывает проблемы в семье, в коллективе, неудовлетворенность жизненными обстоятельствами, тем, как эта жизнь проходит. Ведь, как говорится, «в каждой избушке свои погремушки».- Еще раз повторю: библиотерапия не отменяет похода к психологу и психотерапевту. БТ — это очень мягкая и доступная практика для того, чтобы попытаться найти пути решения проблемных ситуаций или умело подступиться к этому. Это универсальный немедикаментозный метод, который подходит любому возрасту, и детской, и взрослой аудитории. Он не воздействует на организм и психику, здесь нет нейролингвистического программирования и гипноза.
В моей практике были занятия с детьми 6-7 лет. Обратились родители, чьи малыши очень боялись темноты. И мы начали работу: сначала дети рассказали о своих страхах, затем они прочитали хорошо иллюстрированную книжку о том, как один мальчик боялся темноты.
Проанализировали текст вместе, нарисовали то, что ребята понимают под страхами. В итоге после нескольких сеансов дети распрощались со страхами и заявили, что темнота — это совсем не страшно.
Был случай, когда ко мне обратилась дама пенсионного возраста. Прежде она проводила все время на работе. Но уйдя на пенсию, задумалась, а что дальше делать, поскольку начался непривычный образ жизни. Психологическая перестройка для нее была трудной, она не могла привыкнуть к своей профессиональной невостребованности.
Мы вместе подобрали для чтения книгу японского автора с аналогичной ситуацией, из которой следовало, что можно проживать жизнь, получая удовольствие, независимо от востребованности на работе и возраста. Главное - поменять угол зрения на проблему.
Ведь на свою жизнь можно смотреть прямо и быть несчастным, а можно повернуть взгляд в сторону и увидеть совершенно другую картину, что позволит действовать и мыслить иначе.
- У детей - страх темноты, у подростков - буллинг, у пенсионеров - одиночество, невостребованность...
- Библиотерапия подходит под любой запрос: страхи, тревоги, депрессивное состояние. Сейчас я работаю над созданием курса на темы, которые очень востребованы аудиторией: утрата, расставание, потери. Это очень актуально, судя по опросу, который я проводила в своем Телеграм - канале.
Главное - работа над собой
- С какими проблемами обращаются к вам чаще всего?- Одна из самых частых по запросам: «Как сделать так, чтобы меня полюбили»?
- И что, есть ответ на этот вопрос???
- Универсального ответа нет, он всегда индивидуален. К слову, это не только про личные отношения «мальчик-девочка», но и в широком смысле: как влиться в коллектив, стать частью группы, как перестать быть одиноким даже в семье.
- В какой форме проходят занятия?
- Первое занятие установочное - выясняем запрос, определяем проблему. Разговариваем. Подбираем литературу. Она может быть художественной, научно-популярной. Затем даю домашнее задание - прочитать книгу или пару глав. Через неделю встречаемся, обсуждаем прочитанное.
Один из любимых приемов - пересказ текста от лица героя повествования. У меня был опыт работы с подростком, у которого случился конфликт с родителями. Мы взяли литературное произведение, где описывается аналогичная ситуация. Я применила прием пересказывания. Предложила девочке, которая пришла ко мне на консультацию, пересказать текст от лица героини повествования, а затем от лица ее отца.
Эта методика позволяет расширить горизонт мышления, посмотреть на конфликтную ситуацию с разных сторон. В итоге происходит понимание мотивов поведения друг друга.
Один из моих любимых методов работы - предложить участникам поменять концовку любого произведения. А что было бы с героями произведения, если бы, к примеру, принц так и не нашел Золушку и они не встретились?
Всегда ли так бывает, что, встретившись, влюбленные живут вместе долго и счастливо? А может Золушка и без принца жила бы счастливо? Почему нет? Кто сказал, что так нельзя?! Каждый меняет концовку известных произведений по-своему, это тоже инструмент терапии. Человек через данную ситуацию проговаривает собственную проблему, описывает свое беспокойство. Это изменяет мышление, наши устоявшиеся жизненные сценарии, которые, по сути, многовариантны.
- Где можно подробнее узнать о вашей методике работы?
- Мою персональную страницу можно найти в соцсети В контакте и в Телеграм - канале в группе «Идти и говорить». У меня открыты все сообщения, пишите, смотрите, слушайте. На YouTube в группе с тем же названием «Идти и говорить» мы выкладываем беседы с интересными людьми - филологами, философами, психологами - на темы, которые волнуют тех, кто ищет свое предназначение в этом мире, смысл собственного существования, пути выхода из критических ситуаций.
- Перефразируя известную поговорку, можно смело говорит: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Для книгочеев список любимой литературы — это тот же портрет человека. Поделитесь, своими литературными предпочтениями.
- В разные периоды жизни они у меня были разные. Но незыблемы три вселенные: «Властелин колец» Толкина, вся русская поэзия, относящаяся к концу XIX - началу XX века и произведения Чехова.
- К современным авторам вы как относитесь? К примеру, новомодному Виктору Пелевину?
- Я его прочитала. Он прекрасен. Но Виктор Олегович не из тех авторов, которых можно отнести к библиотерапии. Кстати, один из вопросов, каждый ли автор может быть психотерапевтическим. Пелевин, Сорокин, Мамлеев, писатели - московские концептуалисты хороши как стилисты, как фиксаторы своего времени, но не как представители терапевтической литературы. Хотя все индивидуально, конечно. Для кого-то, может, да, но, в общем и целом, нет.
Я сама очень люблю раннего Пелевина - «Generation П», «Чапаев и Пустота», «Жизнь насекомых». Он очень метафизичен, стилистичен в ранних произведениях. У меня все его романы лежат со множеством закладочек. Пелевин очень крутой пиарщик.
Я преподаю в МГЭИ студентам на отделении рекламы и пиара и советую им в качестве наглядного образца читать роман Пелевина «Generation П» как произведение про копирайтинг, пиар и медиатехнологии. Но мне кажется, что сейчас неоправданно подогревается интерес к его творчеству.
- А вот женские романы, скорее всего, терапевтичны? Вы, как специалист, как к ним относитесь?
- Это не мое. Но я не сторонник каких-то запретов. И мне в свое время очень помогла поп-культура. Не вижу ничего страшного, если человек в определенное время своей жизни интересуется любовными романами, детективами. Эта литература, может быть, не обладает какими-то стилистическими достоинствами, художественным языком, но при этом она может быть терапевтической.
Терапия - это не про художественную красоту. Да, кому-то помогает эстетика, а кому-то надо просто прочитать хорошую историю со счастливым концом, которая его мотивирует. Я отношусь к такой литературе как к определенному сегменту культуры, которая имеет право на существование и обладает терапевтическим потенциалом.
Капитолина Коробова.
Фото Владимира Кормильцева.