Ежегодно под Рождество автор этих строк отправляется смотреть колядования. Для жителей крупных городов это удивительно, но во многих небольших населенных пунктах области обычай ходить детскими и молодежными компаниями по домам до сих пор жив.
От бабушек и дедушек
То, что во многих местах традиции сохранились, достойно удивления. Колядки, несомненно, обычай языческий, пришедший с дохристианских времен. Даже там, где древний обряд наиболее сильно переосмыслили в свете новой религии, например, на Украине, церковь вплоть до начала ХХ века относилась к ним настороженно (об этом писал и Гоголь, помните «Ночь перед Рождеством»: «Отец Осип запретил было колядовать»?). А в советское время в хождениях колядовщиков, наоборот, видели религиозные предрассудки:
– Учителя по домам ходили – проверяли, дома дети или колядовать ушли. Если ловили, потом в школе стыдили. Но мы все равно ходили! – вспоминала пожилая сельчанка в Бабынинском районе, сама в прошлом учительница.
Часто мне везло – удавалось снимать яркие компании ряженых и записывать услышанные от бабушек-дедушек колядки. Однако в последние годы все чаще вместо подлинно народных колядовщиков приходится сталкиваться с «культмассовой работой» – «колядки» организуют работники клубов, школ, сельские батюшки. Можно бы и порадоваться, но, как правило, такие колядки огорчают: их проводят по сценариям из методичек, а чаще всего пользуются описаниями того же Гоголя. Но у нас-то не Малороссия, а земля вятичей, крестившихся позже всех славян! У нас языческие мотивы гораздо сильнее сохранились. Ни разу не слышал я от сельских старожилов в Калужской области, чтобы они в волхвов и ангелов рядились, с рождественской звездой колядовали, как в Малороссии. У нас с козой ходили! И прямо поминали в припевках, как можно думать, языческого бога (или богиню?): «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Пришла Коляда и к вам во двор».
В глубинку за традициями
В этом году я решил отправиться в более крупный населенный пункт – Бабынино. Волновали установившиеся морозы – не испугаются ли колядовщики? Действительно, с наступлением сумерек улицы райцентра обезлюдели… Но спустя час стали попадаться торопящиеся подростки, они охотно подтверждали: бегут на место сбора, скоро пойдут колядовать. Однако на просьбы взять с собой, чтобы сфотографировать подготовку, все стеснялись. Пришлось ждать, бродя наудачу по улицам. Первая группа – две увитые мишурой девушки с раскрашенными лицами – встретилась через час, а в течение следующих трех – еще семь компаний колядовщиков. И это были явно не все – в Бабынине большей частью многоквартирные дома, разминуться и упустить зашедшую в подъезд группу очень легко.
– Только что компания ушла – человек десять, все наряженные и разрисованные, догоняйте, – говорили нередко.
Увы, так и не догнал… Но выводы по результатам увиденного и услышанного сделать можно: рядятся сейчас бабынинские колядовщики не по местным канонам, используют и купленные маски, и грим. Но у многих девушек был и традиционный элемент – цветастый платок-шаль или его имитация. А вот припевки поют традиционные для нашего Ополья – только две девушки спели что-то новое про благую весть от ангелов, остальные задорно кричали: «Открывайте сундучки – доставайте пятачки, пятачков нет – давай конфет» и подобные частушки.
– Всегда так поем, каждый год, – поясняли колядовщики.
Не мучить детей репетициями!
Клубных колядовщиков в Бабынине я не встретил, хотя они могли бы стать фишкой райцентра, но обязательно при условии сохранения именно местного колорита! Для этого надо провести определенную работу – расспросить старожилов, как раньше колядовали, что пели, во что наряжались. И не мучить детей репетициями! Колядования – это веселье и задор, импровизация, а не тоскливое повторение зазубренных текстов. Возможно, лучше предоставить ребятам реквизит, рассказать, как колядовали их предки, и не мешать!
В помощь массовикам-затейникам – рассказ Елены Тормозовой, проведшей детство в крупном селе на границе Орловской, Калужской, Тульской областей – в центре земли вятичей:
- У нас до сих пор ходят ряженые под Рождество. Со звездой не ходили, для нас это нехарактерно. Наряжались кто во что, старались, чтоб не узнали – это самая главная фишка была. И чтоб выглядеть пострашнее, лица сажей мазали. Но определенных канонов придерживались: обязательно в группе был кто-то с рогами – приделывали к старой шапке-ушанке бараньи или козьи рога. Или из бумаги. Персонаж назывался «козуля». Тулуп мехом наружу выворачивали – медведь как бы получался. В чертей наряжались. Цыганские мотивы – платья, шали цветастые. Мужчины наряжались в широкое женское тряпье. У многих специально для колядок одежда была, весь год своего часа ждала. Все скакали, когда приходили, пел чаще кто-то один. Большей частью две припевки: «Пришла Коляда – открывай ворота», а заканчивали: «Не дадите пирога – уведем корову за рога».
- У нас до сих пор ходят ряженые под Рождество. Со звездой не ходили, для нас это нехарактерно. Наряжались кто во что, старались, чтоб не узнали – это самая главная фишка была. И чтоб выглядеть пострашнее, лица сажей мазали. Но определенных канонов придерживались: обязательно в группе был кто-то с рогами – приделывали к старой шапке-ушанке бараньи или козьи рога. Или из бумаги. Персонаж назывался «козуля». Тулуп мехом наружу выворачивали – медведь как бы получался. В чертей наряжались. Цыганские мотивы – платья, шали цветастые. Мужчины наряжались в широкое женское тряпье. У многих специально для колядок одежда была, весь год своего часа ждала. Все скакали, когда приходили, пел чаще кто-то один. Большей частью две припевки: «Пришла Коляда – открывай ворота», а заканчивали: «Не дадите пирога – уведем корову за рога».
СПРАВКА
Колядками издревле считались обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Этимология уводит вглубь славянской языческой мифологии. Колядой называли богиню, покровительствовавшую сбору богатого урожая. Таким образом, первые колядки исполнялись задолго до того, как на Руси было принято христианство, и являлись примером традиционной сезонной песни, посредством которой люди старались вымолить у богов милость.
Колядками издревле считались обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Этимология уводит вглубь славянской языческой мифологии. Колядой называли богиню, покровительствовавшую сбору богатого урожая. Таким образом, первые колядки исполнялись задолго до того, как на Руси было принято христианство, и являлись примером традиционной сезонной песни, посредством которой люди старались вымолить у богов милость.