Сегодня одна из главных задач в сфере образования – найти как можно больше точек соприкосновения с семьей, стараться установить более тесные отношения с родителями. Ведь понятно, что без взаимодействия семьи и школы нельзя добиться главного – полноценного развития ребенка. Поэтому контактирование, общение с родителями учеников – важнейший вектор работы педагогов, особенно учителей начальных классов, педагогов-психологов и классных руководителей.
Родителям важно объяснять, какие в школе происходят изменения. Это нужно делать не только на школьных собраниях, но и в индивидуальном порядке. Родителей можно понять, они в неведении, ведь все школы с сентября 2023 года перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Учителя знают требования ФГОС, а родители – нет. Они, конечно же, должны знать, какие требования сегодня выдвигаются к уровню подготовки детей. И тогда будет легче взаимодействовать.
Марина ЧЕЧЕНКОВА..Психологический тренинг
Тема взаимодействия учителей с родителями была одной из ключевых на завершившейся региональной декаде молодого педагога, прошедшей уже в девятый раз и посвященной Году семьи. Большой интерес, к примеру, вызвал семинар-практикум с элементами психологического тренинга «Эффективные практики взаимодействия с родителями» в Калужском государственном институте развития образования (КГИРО).Семинар провели заместитель директора, начальник Центра воспитательного и психологического сопровождения образовательной деятельности КГИРО Елена Калитько и начальник отдела профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи Лариса Волкова. Они рассказали о том, на что прежде всего молодым учителям необходимо обратить внимание при общении с родителями.
Лекторы совместно с педагогами разобрали сложные психологические ситуации, которые часто встречаются на практике. Молодые учителя поделились своим видением, как можно решить ту или иную проблему, сделать родителей своими союзниками, а не противниками. Конечно же, здесь многое зависит от атмосферы в семье, личностных качеств конкретного человека, матери или отца, их позиции в обучении и воспитании ребенка. Учителя отметили, что у некоторых родителей завышенные ожидания, предвзятое отношение к труду педагогов.
«Ахиллесова пята» молодёжи
Но, безусловно, неправильно валить все «шишки» на родителей, учителя тоже ведь люди, у каждого есть свои недостатки, недопонимания. «Ахиллесова пята» молодых специалистов, как показывает практика, – недооценка важности организации сотрудничества школы и семьи. Наибольшие трудности в работе с родителями связаны с нехваткой жизненного опыта, неготовностью молодых специалистов к продуктивному сотрудничеству.– Каждый родитель, когда отдает своего ребенка в детский сад или школу, конечно же, обеспокоен состоянием его физического и психического здоровья, – говорит Елена Калитько. – Эта тема очень актуальна. У нас каждый год возникают проблемы с родителями, которые иногда обращаются в министерство образования и науки региона, другие органы с жалобами на некомпетентность молодых педагогов. Некоторые родители считают, что молодые специалисты недостаточно опытны, им не хватает знаний.
Идти к ребёнку
О важности более тесного контакта учителей с родителями, семьями высказалась директор КГИРО Марина Чеченкова:– К сожалению, сегодня у нас утрачена традиция, которая была в советское время, когда учитель приходил домой к своему ученику, общался с родителями, помогал ребенку в учебе. Это нужно возобновить, так надо работать.
В этом я полностью согласен с Мариной Викторовной. Вспоминаю свое далекое детство. Во втором классе я долго болел, пропустил почти полгода. Наша учительница Вера Александровна Тихова каждую неделю приходила к нам домой, объясняла мне школьный материал, общалась с родителями. Неоднократно были случаи, когда учительница приглашала к себе в гости неуспевающих, «трудных» ребят и не только разбирала с ними математические задачи, но и угощала обедом. И это точно помогало – у детей появлялась уверенность, они видели, что учитель для них не равнодушный «препод», а близкий человек, который всем сердцем хочет помочь.
Организаторы декады молодого педагога – министерство образования и науки региона, КГИРО, областная организация профсоюза работников народного образования и науки. Главные цели: оказание методической помощи молодым учителям в профессиональной и личностной адаптации; содействие в развитии профессионального мастерства; повышение престижа профессии педагога.
К началу нового 2023-24 учебного года в систему образования региона пришли 260 молодых специалистов: 169 в общеобразовательные школы, 66 в детские сады,
22 в систему профессионального образования, 3 человека – в учреждения дополнительного образования.
Большинство из них приняты на работу в школы и детские сады Калуги и Обнинска, Жуковского и Дзержинского районов.
Больше всего среди молодых педагогов учителей начальных классов (36) , иностранного языка (34), русского языка (31), истории и обществознания (15), математики (11). Основная доля молодых специалистов – выпускники КГУ им. К.Э. Циолковского, Калужского и Кировского индустриально-педагогических колледжей.
Михаил БОНДАРЕВ.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.