В одном из писем ко мне мой друг Валентин Цветков написал: «Я, можно сказать, прошел по обочине жизни, не сделал ни чиновничьей карьеры (хотя была возможность), ни имени в литературе (хотя был призером «Литературной газеты»). Не люблю ни командовать, ни подчиняться. Но мне повезло, еще в юности у кого-то прочитал: «Живи так, чтобы людям было легче от того, что ты живешь». Так я всегда и поступал».
И ссылался при этом на Сенеку, который утверждал, что и под соломенной крышей можно быть счастливее, чем под золотой, а также на Вольтера, который писал:
Одно я знаю: отмечает
Судьба среди живых того,
Кто жизнь в безвестии кончает
И не боится ничего.
Тут он немного слукавил. Читатели «Вести», конечно же, знают и помнят его.
В журналистику Валентин Цветков пришел уже в зрелом возрасте. В конце восьмидесятых годов XX столетия он был доцентом, работал на кафедре общественных наук Калужского пединститута. И хотя был только кандидатом философских наук, студенты за глаза звали его профессором. Впрочем, бывшие выпускники так зовут его до сих пор. За то, что скучноватые общественные науки превращал в яркие, наполненные живым чувством лекции.
Когда его кафедра, как и все другие общественные науки, стала подвергаться атакам западников-либералов, он взялся за перо и принес в газету «Весть» свои первые статьи. Их оценили и его на полставки зачислили в штат сотрудников «первого призыва» газеты.
Он был против взятого страной курса на западные ценности, против развала державы. Он - собирающий камни, а не разбрасывающий их!
Но здоровье стало пошаливать. Вспомнив шутку, что Господь дает человеку 60 лет жизни в радость, а после - в наказание, он поселился с семьей в глухой деревеньке Собакино на границе со Смоленской областью и, окрепнув на вольном воздухе и козьем молоке, продолжал метать оттуда публицистические стрелы не только в районную газету в Износках, но и в областные и центральные издания. И вскоре стал лауреатом премии «Литературной газеты» «Золотой теленок».
Чувством юмора окрашена вся его проза и стихи.
Он родился 9 июля 1937 года в вологодской деревне Арчаново, как он пишет, в сарае (повети), на соломенной постели. Рассказал об этом событии, как обычно, с юмором: «Новорожденный закричал - то ли от радости, то ли от страха перед тем огромным и непонятным миром, в который он пришел».
Путь к людям, в жизнь, был крестьянскому пареньку трудным. И часто было не до юмора. О, горькая судьба детей войны! Приходилось писать в школе в самодельных тетрадках, сшитых из старых газет, - между печатных строк. Приходилось спасаться от голода грибами, ягодами, орехами, а весной - мороженой картошкой с колхозных полей. Ибо и хлеб, и картошка шли на фронт.
Давно это было, а зарубки на сердце не стираются.
Все прошел, все испытал сын победителей: и «свинцовые мерзости жизни» (Горький), и ее подъемы и взлеты. От бед и несчастий спасали книги. Он был заядлым книгочеем и мог бы сказать, как классик: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
После семилетки нужда заставила в 16 лет устроиться слесарем на Горьковский автозавод. В цеховой газете появились его первые стихи. Без отрыва от производства поступил в школу рабочей молодежи. Затем закончил институт иностранных языков. Работал после института в школах Горьковской, Ивановской областей, в Елабужском пединституте, заведующим отделом пропаганды и агитации горкома партии. Но почувствовал, что административная работа - не его призвание. В августе 1972 года поступил в очную аспирантуру при кафедре научного коммунизма Московского педагогического института. Защитив диссертацию, вернулся в Елабугу, в свой институт. А затем знакомый по аспирантуре позвал его в Калугу.
Этот город-сад очаровал его. Но перестройка разочаровала, как и лозунг младореформаторов: «Обогащайтесь!» Появилось платное обучение, и бездари с деньгами хлынули в широко распахнутые двери института. «Отдавать им свою душу стало неинтересно» - и он уехал в глухую деревню, чтобы взяться за перо и разоблачать дикий капитализм.
Сегодня страна, наконец, поняла, что так называемые западные ценности - это помойка, и упорно и решительно ищет свой самобытный путь в будущую жизнь. И золотое перо Валентина Александровича Цветкова горячо поддерживает это устремление. Теряя слух и зрение, он продолжает служить своей малой родине пророческим словом.
Читайте его книги. В них бьется живой родник веры в Преображение Отечества.
Говорят, что у старости нет будущего. Неправда! Лев Толстой на 82-м году жизни отделывал свой очередной шедевр «Ходжи Мурат», а Монтень в преклонном возрасте написал свои знаменитые «Опыты». Валентин Александрович Цветков на восьмом десятке жизни издает свои стихи, а также «Драмы и комедии» (2013) и «Жизнь прожить - не поле перейти» (2018 г.) - итоговую книгу, свою лебединую песнь. В ней философ, поэт, прозаик, журналист собрал все свои ранее изданные книги очерков, притч, сказок, лирики, автобиографической прозы. В ней он поделился с читателями собственным опытом: «Как дожить до 80 лет без аптек и поликлиник». Рассказал о своей семейной жизни «Мы умели любить». Высказал свою версию о первых поселенцах русичей «На древнем волоке». Скромно рассказал о себе - «Исповедь старого совка».
Секреты долголетия
Меня спрашивают: как мне удалось дожить до преклонного возраста (мне 85 лет), сохранив при этом физическую и умственную активность и не став пока постоянным клиентом аптек и поликлиник. Меня подводит только слух - наследие военной поры и сырых блиндажей, где мы всей семьей прятались во время бомбежек.
Знаменитый хирург Николай Амосов говорил: «Врачи лечат болезни, а здоровье зависит от самого человека». Именно так! К 60 годам я при своей нервной педагогической работе нажил «целый букет» болезней - от сердечной аритмии до остеохондроза включительно. И решил круто поменять образ жизни - ушел на пенсию и вместе с супругой уехал в деревню, занялся сельским трудом. И недуги стали отступать один за другим. Ну где, скажите, угнездиться остеохондрозу, если я целое лето махал косой на лугу, готовя сено для своих козочек? А еще свежий воздух и полноценное питание в полуголодные 90-е годы.
Я выработал для себя правила жизни, которым стараюсь неукоснительно следовать. Вот они.
Десять заповедей здоровья и долголетия:
1. Веди здоровый образ жизни. Во всем соблюдай меру.
2. Довольствуйся малым. Здоровый нищий счастливее больного короля.
3. Никому не завидуй. Все в мире относительно.
4. Будь терпим к людям. Умей прощать.
5. Не дергайся, не загоняй себя в стресс. Делай, что должно, и будь, что будет.
6. Ставь перед собой достижимые цели. Ничто так не сокращает наши годы, как разочарования и обманутые надежды.
7. Надейся на лучшее, а готовься к худшему. Оставайся оптимистом до последнего.
8. Радуйся жизни - этому бесценному дару матери-природы.
9. Смерти не бойся. И смерть бывает благом - она кладет конец нашим страданиям. «Пока я есть, смерти нет, а когда есть смерть, то меня нет», - учил Эпикур.
10. Ничто в мире не исчезает бесследно. Материя вечна. Так и мы с вами. Тело человека состоит из атомов, которые, быть может, сияли еще в звездах и будут сиять в грядущих веках. Иного бессмертия нам не дано. Вера же в загробную жизнь - слабость и трусость. Или слепой фанатизм, оспаривать который нет смысла. Блажен, кто верует, - тепло ему на свете.
Валентин ЦВЕТКОВ, педагог-ветеран.
Виктор БОЕВ.
Фото из архива редакции.

Газета
Прямая линия












