Поиски павшего бойца длились много лет. В них участвовали не только члены семьи, но и волонтеры-поисковики. Однако все было напрасно. По официальным сведениям, Роман Павлович Должанский числился как пропавший без вести. Но упорство дало свои плоды: солдат был найден.
Счастье разрушила война
- Отец мой родился 2 февраля 1913 года в Кривом Роге. Предки его были зажиточными купцами-промышленниками, владели шахтами и заводами, - вспоминает Павел Романович. - До недавнего времени в центре Кривого Рога существовал музей купеческого быта - бывшее имение купца Моисея Должанского. После революции, как и многих тогда зажиточных людей, их раскулачили. Семья переехала в Москву. Из-за купеческих корней отца тогда не брали в институт, он сначала отслужил в армии, успел поработать на стройке Московского метрополитена и только после этого получил возможность поступить в Московский гидромелиоративный институт имени В.Р. Вильямса. Мама Эсфирь Исааковна жила в Москве. Родители поженились в 1940 году. Жили в Москве, на Сретенке.
В этом же году Роман Должанский окончил институт. Молодого инженера-гидротехника по распределению отправили на одну из величайших строек страны - Большой Ферганский канал. А жена осталась ждать его в Москве.
Молодая женщина была очень счастлива - ведь летом в их семье на свет должны были появиться два малыша. После родов она собиралась поехать к мужу. Но все надежды на безоблачную семейную жизнь разрушила война. Романа призвали на фронт.
Единственная весть
Летом 1941 года начались бомбежки Москвы. Первый авианалет был в ночь на 22 июля, он до основания разрушил здание Театра имени Вахтангова на Арбате, погибли сотрудники театра, дежурившие в эту ночь.
- А в это время в роддоме на Арбате мама должна была родить двойню, но один ребенок не выжил, - рассказывает Павел Романович. - К сожалению, врачи ничего не смогли сделать. Я родился очень маленьким, всего кило семьсот… А в сентябре маме пришло извещение, что отец пропал без вести.
Павел рос с мамой, бабушкой, их семья так и осталась жить в Москве. Однажды в руки Павла попало одно-единственное письмо отца, которое он писал жене с фронта. Оно было написано в июле, еще до ее родов. В письме Роман беспокоился, как супруга себя чувствует, а сам рассказывал, что находится в Смоленской области. Больше писем от отца Павел не находил.
Шаг в бессмертие
Время шло своим чередом: Павел окончил Московский институт стали и сплавов, женился, защитил диссертацию, сделал неплохую карьеру. Его сын Роман Павлович Должанский (назван в честь деда!) теперь известный театральный деятель, его часто можно увидеть на телеканале «Культура».
- Я был руководителем большой лаборатории, и мы с коллегами как-то раз отмечали мой день рождения. В этот день я всегда вспоминаю историю своей семьи. И когда я рассказал, что мой отец погиб, одна женщина вдруг сказала, что где-то видела на одном из обелисков фамилию «Должанский Р.П.». Мы с сыном решили искать этот обелиск. Это было где-то в 2008 году. Объехали практически все мемориалы, обелиски, братские захоронения в Смоленской области, но так ничего и не нашли. С волнением останавливались у каждого памятника в надежде, что вот-вот увидим заветную фамилию. К поискам подключились и смоленские волонтеры-поисковики. Но все было напрасно. В архиве Министерства обороны в Подольске нам тоже сказали: «Пропал без вести».
Отец с сыном уже почти потеряли всякую надежду, но их родственнице Ольге Должанской буквально чудом удалось найти сведения о Романе Павловиче. Дело в том, что Ольга очень увлеклась историей семьи и загорелась желанием составить семейное древо Должанских. Так выяснилось, что двоюродный брат Романа Должанского - Юрий был похоронен в Киеве. А теперь еще один член семьи Должанских нашелся на Барятинской земле.
Согласно документам, найденным Ольгой Должанской, Роман Павлович был ранен в ногу близ деревни Крисаново-Пятница Барятинского района. Врачи полевого госпиталя сделали все что могли, однако началась гангрена. Ногу пришлось ампутировать, но спасти солдата не удалось. Он умер 13 августа 1941 года. Там же и был похоронен. А позднее его перезахоронили в селе Барятино.
Совсем скоро на мемориальной плите братского захоронения появится еще одна фамилия. А это значит, что еще один безымянный солдат Великой Отечественной войны шагнет из бездны небытия в бессмертие.
Совсем скоро на мемориальной плите братского захоронения появится еще одна фамилия. А это значит, что еще один безымянный солдат Великой Отечественной войны шагнет из бездны небытия в бессмертие.
Автор новости: Маргарита ДОНЦОВА