Эта страсть у Александра появилась еще в детстве, когда многие мальчишки сами собирали дома модели различных военных машин, танков, самоходок. Но одно дело собирать такие модели из готовых деталей детского конструктора, а совсем другое – создавать их самому. К этому Александр пришел уже с годами.
В небе, на земле и на воде
Александр Мельников, проживающий в поселке Бетлица, по профессии водитель-профессионал, хорошо известен за пределами этого райцентра как незаурядный моделист-конструктор. Во время срочной службы в Советской армии он был авиационным механиком группы радиоэлектронного оборудования самолетов-истребителей. При отказе или повреждении такого оборудования боевой самолет становился слепым, а потому чрезвычайно уязвимым от снарядов и ракет противника. Поэтому механики-электронщики работали с предельной аккуратностью. Эта привычка, ставшая особенностью его характера, осталась у Александра навсегда и на гражданке.После армии он некоторое время изготавливал мотоблоки и даже мини-тракторы, на которых можно было обрабатывать почву на приусадебных участках. Делал также скоростные моторные лодки с водными лыжами, на которых по водной глади местного Падерского пруда с удовольствием катались подростки. Но при этом Александр много лет конструировал самые разные модели самолетов. С ними он участвовал во многих очень значимых соревнованиях по высшему пилотажу на подмосковных аэродромах в присутствии огромного количества зрителей. Управлялись такие модели с помощью специальных радиопередатчиков.
Модели Победы
А чуть позже Александр решил попробовать себя в изготовлении действующих моделей фронтовых тягачей, которые в годы Великой Отечественной войны вывозили на передовую мощные противотанковые орудия калибром 122 или 152 миллиметра. Эти орудия были резервом фронтов и использовались при штурме наиболее укрепленных позиций врага. На практике эти модели, на прицепе которых были эти мощные артиллерийские орудия, выглядят как единый комплекс. То есть по внешнему виду его уменьшенные копии ничем не отличались от настоящих боевых машин. Два таких тягача он изготовил и в нынешнем году. Они также могут передвигаться по бездорожью, управляемые специальным передатчиком. Одна копия тягача называется Я-12. За ним последовала другая под названием АТ-Л.Удивительно, что абсолютно все в этих конструкциях соответствует реальному военному тягачу. Даже пушки к прицепу имеются и места для орудийного расчета. Например, чтобы изготовить металлические гусеницы, Александр выполнил около полутора тысяч микросварочных креплений. Эти сварочные точки на металлических звеньях настолько малы, что неопытный человек может и не разглядеть их. Кроме этого, такие же крепления металла имеют кабины тягачей, их кузова и даже брезентовые тенты, натянутые по проволочным скобам, фары со специальными щитками для ограничения освещения дороги, если приходилось бы передвигаться ночью. Причем все эти детали действуют.
Иначе говоря, все модели Александра – стопроцентная копия настоящей боевой машины. Ну вот, к примеру, на первый взгляд простенькая деталь – фаркоп, за который цепляется орудие при его перебазировании на новое место. В заводском фаркопе внутри металлической конструкции вставлена довольно мощная стальная пружина, смягчающая рывки тягача при езде по пересеченной местности, когда он тянет многотонное орудие. Точно так же работают фаркопы и на моделях Александра. Для большей убедительности и доказательности он несколько раз оттягивал их своими пальцами. Петли фаркопов тут же возвращались на место.
С такой же тщательностью Александр изготовил и копии орудий. Противоосколочные щиты, колеса, цилиндрические тормозные устройства, гасящие отдачу ствола при выстреле, и даже пламегасители на дулах стволов – все это выполнено с изумительной точностью!
Летний артиллерийский тягач АТ-Л и Советский быстроходный артиллерийский тягач Я-12.
Это дань памяти
Для чего же Александр применяет свое поразительное мастерство при изготовлении таких моделей, затрачивая на то приличное количество личного времени?
У Александра сегодня подрастает внук, так пусть он знает, как сложилась судьба его прапрадеда, навечно оставшегося молодым. Его внук, взрослея, будет набираться мудрости. А светлый образ прапрадеда станет поддерживать его во всей дальнейшей жизни.
Используя свои модели как наглядную агитацию, Александр планирует показать их бетлицким школьникам. Особенно поучителен такой урок патриотизма для старшеклассников, которые через некоторое время сами встанут на защиту Отечества. И кто знает, может быть, многим из них доведется управлять еще более мощными современными тягачами, на прицепах которых будут крупнокалиберные орудия, как когда-то управляли подобной техникой их прадеды, приближавшие Великую Победу.
Все мы знаем, какой ценой завоевана Великая Победа. В тех боях смертью храбрых пал и мой дед, минометчик Андрей Николаевич Мельников, громивший фашистских захватчиков из самого массового фронтового миномета калибра 82 мм. В память о своем героическом деде, а также в память обо всех других солдатах, павших в боях с фашистами, я и решил создавать копии фронтовых тягачей.
Николай Худяков.
Фото автора.