Любители палеонтологии давно обратили внимание – на плитках мраморовидного известняка, коим отделаны многие станции Московского метро (кстати, использовался «мрамор» и из Калужской области, например, был карьер в районе деревни Квань), среди обычных прожилок можно увидеть контуры остатков вымерших животных.
Чаще всего это раковины и кораллы, обитавшие в плескавшихся сотни миллионов лет назад морях и превратившиеся в камень. Существуют даже посвященные им специальные сайты, например, «палеометро». Имеются и подборки окаменелостей, встреченных в отделке зданий Санкт-Петербурга.
Разумеется, столицы в этом отношении не являются чем-то исключительным. Поделимся некоторыми находками калужских любителей камня.
Корпус колледжа экономики и технологий, что на Кирова, 18, отделан плиткой из белого камня. Рассмотрите ее вблизи (прямо у входа) – она сплошь усеяна мелкими колечками! Это криноидный известняк. Криноидеи, или по-русски - морские лилии, – животные из типа иглокожих, сотни разных видов, появившиеся полмиллиарда лет назад и до сих пор обитающие в теплых морях. После гибели они рассыпаются на «винтики» и «шайбочки», принимаемые некоторыми энтузиастами за детали инопланетных кораблей. На отделку здания обратил внимание калужанин Михаил Артемов (фото 1).
Он же заметил и «палеонтологическую» внутреннюю отделку Дворца культуры КТЗ – наряду с мрамором в фойе и вестибюлях первого этажа использованы известняковые плитки с многочисленными мелкими «щелочками» и «дырочками». Достаточно посмотреть на них внимательнее, чтобы не осталось сомнений - это отпечатки раковин двухстворчатых моллюсков, по-видимому, мелового периода (около 60 млн лет назад). Здание построено в 1970-х годах, и этот материал использовался широко – такие же плитки любители окаменелостей обнаружили в отделке зданий даже Владивостока, а добывался камень, скорее всего, на Кавказе (фото 2, с разрешения директора ДК).
А вот на фото 3 уже местный материал: камень с окаменевшей раковиной гигантопродуктуса снял Михаил Киселев в отделке облагороженного родника у д.Косарево. Подобные раковины каменноугольного периода (350 млн лет) не сложно найти на калужских карьерах, и иногда любители оригинальности их специально используют в оформлении.
Думаете, сталактиты и сталагмиты можно увидеть только в пещерах? Ошибаетесь! Все тот же Артемов, вероятно, самый глазастый член нашей компании, заметил их у «шарика» - памятника 600-летию Калуги! Происхождение их и состав такие же, как у настоящих пещерных, - вода растворяет и переоткладывает карбонаты, содержащиеся в бетоне. Сталагмиты здесь растут очень быстро – поверх недавно уложенной плитки! (Фото 4).
Сталактиты можно заметить и на других постройках, особенно старых – вот балкон дома на ул. Дзержинского, 74, во дворе (фото 5).
Многочисленные гранитные валуны в полях и лесах под Калугой имеют северное происхождение, притащены к нам ледником с Кольского полуострова и из Скандинавии порядка 15 тысяч лет назад. Впрочем, в полях и лесах их становится все меньше, а на клумбах - все больше. Окатанные и поцарапанные во время долгого путешествия глыбы можно увидеть, например, в сквере у 3-й больницы и близ фонтана у памятника медсестрам на улице Кирова (фото 6). В последнее время на клумбах встречаются и камни, специально привезенные издалека, - зеленоватые карельские серпентиниты использованы в оформлении парка у пляжа на Яченском водохранилище.
Гранит можно увидеть во многих местах. А вот памятник жертвам политических репрессий на берегу Березуйского оврага (ул. Карла Маркса) необычен не только скульптурным решением, но и материалом – лабрадоритом. Сейчас этот камень используется редко (а когда-то им был отделан цоколь старого автовокзала). Чтобы оценить удивительную игру нежно-голубых иризирующих глазков плагиоклаза, нужно прийти к мемориалу в солнечную погоду (фото 7).
Ну и об экспозициях в краеведческом музее и ведомственном музее при «Калугагеологии» тоже забывать не стоит (хотя судьба последнего под вопросом)!
Фото автора, Михаила Артемова, Михаила Киселева.