Чтобы их не снесли, краеведческое сообщество ратует за присвоение зданиям статуса объектов культурного наследия.
Когда городок открылся...
В прошлом номере нашей газеты мы рассказали о калужанине, технике-программисте областного реабилитационно-образовательного комплекса Степане ВОЛОХОВЕ, который посвящает свой досуг урбан-туризму (исследованию городских заброшенных пространств).
Сегодня мы представляем его в качестве члена рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе и члена общественного совета при Управлении по охране объектов культурного наследия.
Продолжение разговора связано с его недавним выступлением на рабочей группе с докладом «Комплекс памятника «Бобруйский артиллерийский склад Московского артиллерийского управления». Речь о калужской 906-й базе, где сохранились уникальные здания с богатой столетней историей.
- Степан Андреевич, как вы пришли к такой теме?
- Все, что касается 906-й базы, — это очень интересная история, которую я со своими единомышленниками распутываю в архивах и краеведческих материалах. Более того, мы уже сделали важнейшее открытие для военной истории России. Начну с того, что с 1800-х годов эта территория принадлежит военному ведомству, поэтому она всегда была закрыта, калужане лишний раз туда не попадали. Закрытый военный городок был открыт только после 90-х годов ХХ века, когда его начали реформировать. Сейчас там жилой район, туда можно прийти, погулять, посмотреть.
К зданиям, которые остались от военного городка, мы стали присматриваться, когда занялись темой кирпичного стиля в архитектуре. В Калуге он известен по работам главного архитектора города Василия Виноградова, который занимал эту должность с 1893 по 1917 год.
Известны его постройки на Герцена, 16, Королева, 26, Дзержинского, 41. В книге Александра Днепровского о творчестве Виноградова указывается, что в период работы этого архитектора в Калуге в 1908 -1910 годах были построены новые корпуса Бобруйского артиллерийского склада в Турынине. Это нынешняя территория 906-й базы.
Осторожно: реликвия
- Вместе с архитектором Дарьей Гавриловой мы осмотрели постройки и сделали вывод, что здания комплекса являются типовыми и выполнены в так называемом кирпичном стиле, характерном для русской архитектуры второй половины XIX века и начала XX. В итоге мы поняли, что у нас в Калуге находится целый типовой городок постройки царского дореволюционного времени.
- Что сохранилось на его территории?
- На данный момент 12 оригинальных зданий, все они в свое время принадлежали военному городку. Часть из них передана в ведение города, часть остается за военным ведомством. В пяти домах живут люди. Условия у них удручающие. По опросу, они очень хотели бы переехать в благоустроенные квартиры. Возможно, их отселят в новый микрорайон Кошелев-2, который будет построен поблизости. Территория Кошелев-проекта уже значится в кадастре и оформлена под многоквартирную застройку.
Но мы не можем потерять эти здания, пережившие две мировые войны! Мы радеем за то, чтобы им был придан статус объектов культурного наследия и их нельзя было бы снести.
То, чего нет у других
- А действительно, стоит ли держаться за эти здания? В чем их уникальность?
- Сегодня такие городки полностью сохранились только в Калуге, Петергофе и Финляндии. В некоторых российских городах сохранилось буквально несколько подобных зданий в руинированном, заброшенном состоянии. А у нас в Калуге целый комплекс, утрачена только хозяйственная часть, сараи и погреба.
Точное название каждого здания в этом комплексе и конкретное его назначение мы сейчас устанавливаем. В этом нам помогают архивные документы в которых упоминаются батальонный корпус, здания учебной, пулеметной и караульной команд, лаборатории, тяжелой лаборатории, цейхгауза-склада (это склад для хранения оружия, снаряжения, обмундирования), кочегарки, столовой с кухней, офицерские флигели.
В комплексе калужских построек сохранились такие архитектурные детали, как своды Монье - лучковые своды из бетона, бутобетона и железобетона, опирающиеся на стальные прокатные двутавровые балки; редчайшие люки производства Цыплакова и Лабунского. Интерес вызывают детали здания «Командирского дома» (это теперь жилой дом на Гвардейской, 6) - здесь в парадной находится даже изразцовая печь.
Неожиданный поворот
Работая в Государственном архиве Калужской области, Степан Волохов обнаружил документы Бобруйского склада, в которых четко указывается, что здания, о которых мы говорим, на территории нынешней 906-й базы были переданы складу в 1916 году от 10-го Ингерманландского полка (элиты пехотных войск Российской империи). Ингерманландский полк был перемещен сюда из Нижнего Новгорода в 1892-1893 годах, а позже на его месте расположился Бобруйский склад. На основании этих документов сделан вывод, что военный городок был построен специально для 10-го нового Ингерманландского полка. В этом открытие.
Хотя во всех материалах краеведов указывалось, что ингерманландцы в Калуге размещались в городе в казармах и на квартирах. Но при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что речь шла о 9-м Ингерманландском полке. Историки же решили, что таким образом квартировали и военные из 10-го. И так было на первоначальном этапе, так и указывали всегда в своих материалах краеведы. Волохову удалось восстановить планировку этого городка, сделать схему на основании типовых планов пехотных городков, что подтверждает постройку его именно для «пехотного полка обычного состава», как говорили тогда.
Была проведена большая научная работа в архиве для поиска информации. Осталось найти подтверждение года постройки этих зданий, узнать их возраст. Степан предполагает, что это 1893-1910 годы.
* * *
После выступления Степана Волохова на рабочей группе калужские краеведы приняли решение подготовить заявку в Управление по охране объектов культурного наследия о присвоении комплексу зданий на территории 906-й базы статуса «Выявленный ОКН» и определить ему охранную зону.
«Меня больше всего волнует вопрос, что мы можем потерять комплекс зданий на 906-й базе. Эти дома могут сломать, поскольку у них нет статуса памятника. Например, здание кочегарки, где в жутких условиях живут люди. По плану оно должно быть расселено по программе доступного жилья и соответственно снесено».
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА и Степана ВОЛОХОВА.
Окончание следует.