Ровно 30 лет пролегли между подвигами Пацаевых. Иван Пантелеевич осенью 1941-го сложил голову, обороняя от немецких фашистов Москву, Виктор Иванович в 1971-м погиб вместе с товарищами при посадке космического корабля. Память об отце и сыне хранят на Калужской земле.
Учитель и ученики
Березовка — красивое село в Малоярославецком районе. Оно со всех сторон окружено лесом, а березки почти вплотную подступают к домам. Порой кажется, что белоствольные красавицы сами излучают энергию и в селе становится светлее. Эти символы русской природы можно встретить на улицах Центральной, Молодежной, Березовской. Растут они и на улице Пацаева.
Спрашиваю у прохожего, знает ли он, в честь кого названа улица.
– Космонавт был такой. Разбился, – был ответ.
А вот местный подросток Слава поясняет нам, что политрук Иван Пацаев – это отец космонавта Виктора Пацаева, геройски погибший в боях при обороне Березовки. Оказывается, березовские школьники больше знают об Иване Пацаеве, чем представители старшего поколения, которые по возрасту ближе к той войне, а некоторые даже застали ее детьми. Это благодаря тому, что в местной школе отлично налажено патриотическое воспитание.
До недавних пор директором Березовской основной школы был Алексей Воробьев, глава муниципального образования «Поселок Детчино». Совсем недавно он назначен директором Детчинского губернаторского аграрного колледжа. Во многом благодаря Алексею Воробьеву в Березовской школе была широко развернута воспитательно-патриотическая работа среди учащихся.
– Мы стараемся сохранять память об Иване Пантелеевиче Пацаеве, – рассказывает Алексей Воробьев. – В нашей школе ежегодно проводятся турниры по флорболу* памяти отца и сына Пацаевых с участием школьных команд разных регионов. Организован школьный музей, где достойное место отведено событиям Великой Отечественной войны.
*Флорбол – хоккей в зале – командный вид спорта, одна из разновидностей хоккея с мячом. Игры проходят в закрытых помещениях на твердом ровном полу. Играют пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой.
Школьники из Берёзовки поддерживают чистоту на мемориале у братской могилы, проводят там торжественные линейки и митинги. Ребята следят за состоянием улицы Ивана Пацаева, проводят уроки мужества, посвященные подвигам отца и сына Пацаевых.
«Пал смертью храбрых»
Перед войной Иван Пацаев руководил одним из отделов Алгинского райкома партии в Казахской ССР. Сослуживцы вспоминали о том, что он работу свою любил, трудился, не считаясь со временем, был собранным, скромным и исполнительным человеком. Требовал сначала с себя, а потом с подчиненных, всех окружающих заражал энергией. Был оптимистом и, казалось, никогда не падал духом, не видно было в нем усталости или недомогания. К людям Иван Пантелеевич был очень чуток. На собраниях всегда выступал прямо и откровенно. Был строг к недостаткам, внутренне не переносил их. В коллективе его очень уважали за принципиальность. И еще за доброту. Иван Пантелеевич любил свою семью, гордился женой. Это была дружная семья, уважаемая всеми.
В первые дни войны Иван Пацаев принял активное участие в формировании 312-й стрелковой дивизии, в которую был направлен на должность политрука артдивизиона. Дивизия в начале октября 1941 года встала на защиту Москвы на юго-западном направлении (Малоярославецкая линия обороны). Бойцы и офицеры этой дивизии проявили массовый героизм, мужество и не подпустили врага к Москве.
кстати
312-я стрелковая дивизия начала формироваться 10 июля 1941 года в Актюбинске (Казахская ССР) в Среднеазиатском военном округе. Первым командиром дивизии был полковник (позднее – генерал-майор) Александр Наумов, который после войны долгие годы прожил в Обнинске, занимался патриотическим воспитанием и организацией деятельности городского совета ветеранов.
Вот что вспоминал о событиях того времени их очевидец, ветеран 312-й стрелковой дивизии Иван Васильевич Тананайский: «15 октября сложилась напряженная обстановка на левом фланге нашей дивизии в районе села Детчино. Противник безуспешно стремился захватить его с фронта. Сделать это ему так и не удалось. Тогда он стал обходить Детчино и через деревни Малахово и Березовку охватывать село с тыла. В восьми километрах севернее Детчина раскинулась деревня Березовка, окруженная березовыми рощицами. С запада ее заслоняет лесистая высота 209,9. У подножия этой высоты расположился наш отдельный зенитный артдивизион. Утро 16 октября выдалось тихим и солнечным. Подразделению было поручено выполнить две задачи: вести оборону деревни Березовки и во что бы то ни стало освободить высоту 209,9, откуда под прикрытием деревьев фашисты вели прицельный огонь. Вот они пошли в атаку. Подпустив врагов на близкое расстояние, Иван Пацаев и другие бойцы связками гранат забросали переднюю линию наступающих фашистов, а остальные, открыв дружный огонь, с криками «Ура!» бросились в рукопашную схватку. Фашисты откатились, оставив на поле боя сотни убитых и раненых. Первая победа окрылила наших бойцов, они бросились в контратаку на высоту. Но атака захлебнулась от огня замаскированных пулеметных гнезд противника. Тогда группа офицеров и бойцов, в которую добровольцами вошли Иван Пацаев, я и еще несколько человек, подползли к врагу на близкое расстояние и с криками «Ура!», «За Родину!» связками гранат уничтожили пулеметные гнезда противника. Здесь и пал смертью храбрых Иван Пацаев. Я находился рядом с ним, когда, смертельно раненный, превозмогая боль, он успел сказать:
– Ваня… передай Машеньке (жене. – И.Т.), что я погиб за Родину честно…
В тот трагический день с наступлением темноты мы проводили своего политрука в последний путь, похоронив его у склона высоты 209,9».
Позднее, в 1956 году, останки геройски погибших красноармейцев были перенесены в центр Березовки и захоронены в братской могиле. Спустя годы на ней установлен воинский мемориал. В 60-е годы на братской могиле побывала вдова Ивана Пацаева Мария.
– То, что Иван Пацаев не был посмертно награжден, меня не особенно удивило, – рассказывает руководитель Детчинского военно-патриотического клуба «Красная гвоздика» Александр КУСКОВ. – В 41-м году, когда Красная армия почти везде отступала, награды за героизм были большой редкостью. Жаль, что это не было сделано позднее, ведь политрук Пацаев заслужил награду ценой своей жизни. Впрочем, память о нем мы храним и без всяких наград.
На тенистой улочке в Калуге
Улица Виктора Пацаева. Их в России и за ее пределами несколько. Одна из них – в Калуге. Это небольшая и тенистая улочка в центре старого города, на которой сохранилась архитектура XVIII-XIX веков. Здесь всегда тихо, немноголюдно, почти нет машин.
Местные жители знают, что Виктор Пацаев – летчик-космонавт, Герой Советского Союза. Этого звания он был удостоен посмертно за полет в составе экипажа космического корабля «Союз-11» и первую в истории стыковку с космической станцией «Салют-1». Виктор Пацаев был первым в мире астрономом в космосе и первым, кто отметил свой день рождения за пределами земной атмосферы. Он осуществил свою давнюю мечту о полете в космос, провел астрономические исследования на борту станции «Салют-1». По продолжительности пребывания в космосе этот полет на тот момент был рекордным (почти 24 дня).
Но вернуться на Землю живыми членам экипажа не было суждено. Это была последняя трагедия с нашими космонавтами. Как позднее показало расследование, при разделении бытового отсека и спускаемого аппарата на высоте 170 километров произошло несанкционированное открытие воздушного клапана, в результате через несколько десятков секунд давление в спускаемом аппарате упало до нуля. Это привело к гибели всех трех членов экипажа. Урны с прахом космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронены в Кремлевской стене.
Отец и сын Пацаевы отдали свои жизни Родине в расцвете лет. Об их подвигах помнят, новые поколения учатся на их примерах беззаветно служить Отечеству.
Игорь Фадеев.
Фото Сергея Лялякина и из архива Березовской основной школы.