Куда пристроить зоопарк
«Согласно Положению о комитете ветеринарии при правительстве Калужской области, …в компетенцию комитета не входит организация работы с дикими животными, находящимися на территории населённых пунктов». Примерно такой же ответ пришёл в редакцию и из городской управы Калуги.Вопросом о том, куда обращаться при обнаружении в населённых пунктах диких животных, журналисты «КГВ» интересовались давно. Но даже региональный уполномоченный по правам человека, которому мы тоже отправляли запрос, не смог выяснить, кто же отвечает за безопасность людей в случае столкновения с диким зверем на городских улочках.
Вопрос между тем не праздный. Принятый год назад правительством РФ закон «Об ответственном обращении с животными» с января 2020-го заработал в полную силу, запретив в числе прочего деятельность передвижных контактных зоопарков. И далеко не все владельцы озаботились приобретением постоянного помещения, лицензированием и пр. Большинство предпочли ещё год колесить по России, зарабатывая деньги. Куда делись животные из этих зоопарков теперь? Не стоит думать, что хозяева «контактников» кинулись пристраивать их в добрые руки, тем более что количество этих рук новый закон строго ограничил.
Впрочем, исчезающие зоопарки – лишь один из путей попадания на улицы диких животных. Есть и другие варианты: иногда эти дикие волки или змеи оказываются вполне «домашними», сбежавшими от безответственных хозяев. А иногда просто приходят из леса, принося с собой бешенство…
Выгодно всем
Между тем все службы области знают, кому звонить в подобных ситуациях: центр реабилитации диких животных «Феникс» действует в областном центре уже около пятнадцати лет. Его деятельность регулярно освещается в местных и федеральных СМИ, телефон руководителя - биолога Вероники Матюшиной - знают все экстренные службы города. При этом существует организация исключительно на благотворительные пожертвования, при поддержке и помощи добровольцев и на энтузиазме её создателей.Речь о том, что «Фениксу» необходима своя земля, идёт давно. Однако сейчас этот вопрос встал особенно остро: Российское биологическое общество рассматривает калужскую организацию в качестве пилотного федерального проекта, который возьмёт на себя помощь диким животным: раненым, брошенным, «отказникам»...
- Во-первых, руководители «Феникса» давно и эффективно сотрудничают с муниципальными властями, - поясняет выбор президент Российского биологического общества Валерия АВЕРКИЕВА. – Во-вторых, в калужском центре грамотно организовано содержание животных, имеются все необходимые документы, пройдены все проверки. Однако для реализации проекта необходима закреплённая территория.
- Город готов предоставить центру реабилитации участок земли на взаимовыгодных условиях, - рассказала Вероника Матюшина об итогах переговоров. - Земля эта расположена в промзоне, где мы никому не мешаем и ничего не нарушаем. После Дмитрия Денисова к нам приезжали руководители областного веткомитета и Росприроднадзора, с которыми мы также обсудили взаимовыгодные условия существования и взаимодействия.
Медведь на самоизоляции
Говорить о том, что проблема решена, можно будет после официальных комментариев и заключённых соглашений. Пока же «Феникс» продолжает функционировать в обычном режиме, разумеется, с учётом самоизоляции.
- Понятно, что мы не можем сидеть дома безвылазно, поскольку животные хотят есть, и им плевать на карантин, - поясняет Вероника Матюшина. - Поэтому регулярно выезжаем за продуктами и к животным. К себе никого не зовём, хотя дел много. Пришлось отказаться даже от визита ветеринаров-практикантов. Надеялись на помощь волонтёров в строительстве, но и строительные работы пришлось пока отложить, ничего не поделаешь.
Фото из архива реабилитационного центра «Феникс».