В этом году Республика Северная Осетия - Алания отметила 1100-летие принятия христианства. Юбилей праздновался на федеральном уровне. Об этом событии, и не только о нем, мы говорим в интервью с епископом Герасимом (ШЕВЦОВЫМ). Калужский край для него не чужой, здесь родились его мама и бабушка.
Виталий ШЕВЦОВ учился в Московском геологоразведочном институте, но после встал на путь служения Церкви. Получил духовное образование, окончил Московскую духовную академию. Влился в ряды братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Принял постриг в монашество с именем Герасим. В 2000 году Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан иеромонаха.
Отец Герасим имеет богатый послужной список. Он вел преподавательскую деятельность, занимал должность казначея Свято-Троицкой Сергиевой лавры, служил в Японии. В сентябре 2021 года стал епископом Владикавказским и Аланским.
Свет из детства
- Владыка, расскажите, пожалуйста, что вас связывает с Калужской землей?
- В детстве, на каникулах, я часто приезжал к бабушке в деревню Высокое Думиничского района. Сейчас здесь похоронены мои отец и мать, поэтому в Калужской области я тоже бываю, приезжаю на их могилы. Думаю, под влиянием тихой, неброской красоты калужской природы во многом сформировался мой характер. А духовный поиск, столь характерный для юности, вновь привел меня на берега Жиздры, в знаменитую Оптину пустынь. Без всякого преувеличения скажу, что благодатная Калужская земля определила во мне само понятие «Родина». И в физическом, и в духовном смысле.
Дух православия с гор
- Каким был ваш путь в Аланию, на епископскую кафедру?
- Это было благословение Cвятейшего Патриарха Кирилла. На долгие раздумья времени не было. Я, как послушное чадо Русской Православной Церкви, принял благословение Cвятейшего и отправился во Владикавказ на служение.
- Чем было для народов Кавказа, для Алании принятие христианства 1100 лет назад?
- Алания приняла христианство в начале X века. Равно как и Русь, благодаря крещению она вошла в орбиту Византийской цивилизации и культуры. Это дало мощный толчок развитию и храмоздательства (строительству храмов – Т.С.), и переписке книг. Одним словом, Алания стала культурным государством, стоящим наравне с другими европейскими и азиатскими державами. К сожалению, ее расцвет продлился недолго. Она, как и Русь, подверглась нашествию монгольских орд, это стало для нее катастрофой.
Население равнинной части страны практически полностью было истреблено. Остатки народа ушли в горы. Люди жили в суровых условиях, в горных ущельях, лишенные храмов, духовенства, школ, книг. Это конечно было страшной трагедией.
Возрождение Алании, по сути дела, началось со второй волной крещения, в 40-е годы XVIII века. По-настоящему же расцвет ее начался с 1857 года, когда был назначен русский епископ, владыка Иосиф (Чепиговский). Он занимался издательско-просветительской деятельностью, совершил массу переводов богослужебных книг с русского языка на язык осетинского народа. При нем возникло широкое образование, в том числе женское.
- Межконфессиональные отношения в Алании, какие они?
- Слава Богу, в Осетии ситуация сегодня достаточно стабильная. У нас живут и мусульмане, и христиане, причем разных конфессий - как баптисты, так и приверженцы традиционализма, но никаких конфликтов между ними нет. Люди с уважением относятся друг к другу, несмотря на различия во взглядах.
- Владыка, по вашему мнению, в чем основа таких дружественных отношений?
- Я думаю, если ты признаешь убеждения и взгляды другого человека, значит, ты получил правильную установку. Значит, родители и школа воспитали тебя как надо, подали хороший пример. Но если с детства ребенок «Хам», то привить ему уважение к людям, тем более если они отличаются по социальному статусу, национальности и вере, будет сложно. («Хам» - библейский персонаж, к имени которого восходит понятие «хамство» как пренебрежение к культурным запретам - Т.С.).
Алания и Япония
- Когда вы приехали в Аланию, какое впечатление произвели местные жители, здешние места?
- Приятное. Северная Осетия - Алания – прекрасная республика на юге нашей страны. Люди там очень душевные и отзывчивые. Учитывая то, что для меня это было совершенно неожиданным назначением, я никогда не предполагал, что буду служить на Кавказе. Рад, что есть такое место, где мои силы и знания востребованы. Мне кажется, для человека самое важное – его востребованность.
- Что из здешних традиций пришлось по сердцу?
- Осетинский народ очень религиозен, что отражается даже на особенностях трапезы. Так вот, три пирога с начинкой из сыра, подаваемые к столу, приносят в честь Святой Троицы. А первые три осетинских тоста – это, по сути дела, молитва, обращенная к Богу, Святому Георгию Победоносцу и Богородице. Мне по душе, что народ пропитан такой религиозностью – в храмах молятся и взрослые, и дети. И, конечно, у нас возводятся новые церкви.
Кстати, Георгий, самый почитаемый в Алании святой, - воин-христианин, покровитель мужчин и всех путников.
- У вас был опыт служения в Японии, совершенно непохожей стране. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
- Япония – страна удивительная, с глубокой интересной культурой, с восхитительной природой, очень уважительными и воспитанными людьми. Япония – часть моей жизни, которая навсегда останется в сердце. Когда я приехал туда, было странное ощущение: неожиданно почувствовал себя, как на Родине. У меня не было никакого культурного шока. И особенности национального характера японцев как-то сразу стали близки. В Осетии я усматриваю что-то похожее – у людей есть особенная мудрость, идущая от корней, иерархичность, религиозность… Это достаточно традиционное общество. Люди воспитаны на послушании, почтении к старшим, уважении к памяти предков – мне это приятно и близко. А когда к этому добавляется еще открытость местных жителей, это не может не радовать.
Чтобы помнили и гордились
- Как сейчас церковь поддерживает воинов, их родных и близких на вверенных вам территориях?
- У нас есть отдел по взаимодействию с вооруженными силами и казачеством. Наши священники периодически посещают те подразделения, которые отправились с нашей территории на фронт – добровольческий батальон и регулярные части. Также мы собираем гуманитарную помощь, самые необходимые вещи, перевязочные материалы. Ведем работу в госпиталях, навещаем раненых бойцов, поддерживаем их моральный дух.
- Владыка, где черпать силы в наше неспокойное время?
- Черпать силы надо в личной обращенности к Богу – в любое время это самый верный путь. Нужно читать Евангелие и самого себя с Евангелием сверять, насколько ты порядочно живешь. Человек, который рискует своей жизнью, участвуя в СВО, отдает ее за други своя, за свободу Родины, обретает жизнь вечную. Если же человек – трус, он жизнь свою потеряет, в конце концов, потому что мы все рано или поздно умрем. Но кто-то уйдет героически, а кто-то - с позором. Героем потомки будут гордиться, а за труса – стыдиться.
Поэтому желаю нашим воинам быть смелыми, честными, верными присяге и воинскому долгу. Пусть солдаты Великой Отечественной войны послужат вам примером. И, конечно, желаю помощи Божией.