Так случилось, что оба наших любимых театра поставили спектакли по захватывающему роману-фельетону, написанному в конце 20-х годов прошлого века поэтом и публицистом Ильей Арнольдовичем Файнзильбергом (Ильфом) и сотрудником одесского угро Евгением Петровичем Катаевым (Петровым). Легкий сатирический сюжет с погоней за сокровищами, спрятанными в стульях, восхищает всех, кто читал роман, и доставляет невероятное удовольствие эстетам от литературы. Но хорошо ли, что сразу два театра показывают постановки по ставшему знаменитым произведению, разлетевшемуся на тысячи крылатых фраз? А почему бы и нет? Ведь это совершенно разные интерпретации романа. Каждый играет, как видит режиссер, они-то у театров разные. Вот и стулья получились неодинаковые.
Похитители табуретов
Калужский театр кукол решил показать зрителю, как авторы «12 стульев» сочиняют свое бессмертное произведение. Правда, есть уже ряд литературоведческих исследований, которые опротестовывают авторство Ильфа и Петрова, но сейчас не об этом. Писатели ищут подходящий интригующий сюжет и в общежитии, куда потом поместят некоторых своих персонажей, и в редакции газеты «Гудок», в которой оба работают, и наконец натыкаются в газетах на череду новостей о похищении из разных домов стульев и даже табуретов. Зачем грабителям нужны стулья?
Этот вопрос и стал возбудителем ураганной энергии соавторов, позволив зрителям увидеть все детали их изощренного расследования, результаты которого они тут же предавали бумаге на печатной машинке времен НЭПа. Собственно, жанр постановки так и определен режиссером, как «творческий угар».
И вот в этом творческом угаре автора и режиссера из Петербурга Петра Васильева вертятся не только куклы, но и блестящий актерский состав театра - Анастасия Клевцова, Ирина Кондратюк, Маргарита Веретенникова, Дмитрий Кайев. Прекрасно сыграли Ильфа и Петрова Игорь Красовский и Роман Сухоруков. Впрочем, куклы художницы с берегов Невы Алевтины Торик не менее хороши. А как точно, в мельчайших деталях они передали образы Эллочки-людоедки, поэта Ляписа-Трубецкого, мадам Грицацуевой, не говоря уже о предводителе дворянства и великом комбинаторе. Надо отдать должное и костюмам актеров, и декорациям со множеством дверей, окон и окошек, меж которыми перемещались актеры и куклы, создавая иллюзию напряженного путешествия и погони.
Вся постановка пропитана духом веселья, авантюризма и аферизма 20-х. Зритель найдет в постановке все любимые моменты и крылатые фразочки из бессмертного произведения, еще раз посмеется над незамысловатым словарем Эллочки Щукиной и рифмоплетством Ляписа-Трубецкого. А смеясь, задумается о том, как легко продаются духовные ценности, если впереди маячат ценности материальные.
Перед началом действия гостей встречали персонажи романа, и даже можно было принять участие в сеансе одновременной игры. А в антракте состоялся аукцион ненужных вещей. Стулья, правда, не выставлялись, но зато можно было купить средство для отбеливания любой репутации, предметы, позволяющие расправить крылья, а также измеритель градуса творческого накала и многое другое. А в придачу к каждому выигранному лоту прилагался ключ. И да, можно сказать «от квартиры, где деньги лежат». Один из этих ключей открывал сейф с главным призом.
Праздник жизни
Так Калужский драмтеатр увидел гонку за сокровищами по Ильфу и Петрову. Жанр обозначен как комедия-гротеск. Режиссер-постановщик Роберт Манукян с художником по костюмам Оксаной Богданович и художником-постановщиком Борисом Шляминым показали зрителям, как, по их мнению, била ключом жизнь в 20-х годах прошлого столетия: бесконечные танцы, рестораны, развеселая атмосфера. Однако мне показалось, что в этой комедии заострено не то, что надо заострить, не история, а атмосфера вокруг. Получился какой-то уж слишком гротескный гротеск. Спектакль был превращен в концерт с вокальными и танцевальными номерами.
Стулья Остап Бендер, в роли которого выступил Игорь Кумицкий, и Киса Воробьянинов, сыгранный Владимиром Прудниковым, искали как-то вяло, как-то между прочим. Где-то внизу, в оркестровой яме, с эффектным треском вспарывалась их обшивка, но не было даже видно разочарования на лицах авантюриста и бывшего аристократа. За исполнением номеров, прекрасным, не спорю, про стулья даже забыли.
Игорь Кумицкий был, как всегда, главным гвоздем программы. Но впечатления, что он - великий комбинатор, не сложилось. Владимир Прудников играл Воробьянинова то за Папанова, то за Филиппова, подражая их голосам и манере игры. Совершенно сразил зрительный зал в сцене представления обществу на свадьбе, а потом опять погрузился в примерку роли на себя, будто еще не выбрал, как ему играть. Невнятной получилась Эллочка-людоедка в исполнении Ирины Желтиковой, инженер Щукин в исполнении Ярослава Орляченко, сами Ильф и Петров в исполнении Дмитрия Денисова и Кирилла Бессонова. Прямо даже обидно, что им достались такие бесцветные роли.
Пожалуй, отметила бы я игру Светланы Никифоровой в роли мадам Грицацуевой, Ларисы Фанасковой в роли бывшей любовницы Ипполита Матвеевича, Михаила Кузнецова в роли отца Федора и старушек из Старсобеса. Остальное веселье, по моему мнению, имело мало отношения к спектаклю.
А вот костюмы Оксаны Богданович понравились. Декорации Бориса Шлямина - большой белый пароход, на котором и вокруг которого все происходит, - впечатлили. Пароход, как метафора светлого будущего, в котором ни предводителю дворянства, ни великому комбинатору нет места. И не только потому, что они не умеют рисовать и писать лозунги.
В финале спектакля появляется Сталин, в его роли выступил сам Роберт Манукян. Что вождь всех народов делает на сцене? На мой взгляд, это попытка главного режиссера театра показать, что следует за безудержным весельем. А далее - лагеря, аресты, ссылки, и вовсе не в Рио-де-Жанейро. По слухам, роман был заказан Сталиным как обличительный. Может, выход Сталина на сцену на это и намекает - мол, веселитесь, пока разрешено. Очень неожиданный финал для спектакля-кабаре.
Впечатления у меня лично остались очень противоречивые. А вот насколько это похоже на произведение Ильфа и Петрова, судить зрителям.
Автор фото: Вадим Рыбаков и Театр кукол.