За окнами у малоярославецких метеорологов круглые сутки стучит и гудит железная дорога. Дом, где они занимают несколько комнат, находится прямо у полотна. Улица так и называется – Станционная. Сто лет назад это была окраина города. Сегодня метеоплощадку теснит промышленная и жилая застройка. Но, как и сто лет назад, наблюдатели выходят в метеодозор.
Под стук колёс
Собственно, благодаря железной дороге метеостанция в Малоярославце и появилась. А выяснить это удалось совсем недавно. В разных справочниках и публикациях указан год основания метеостанции – 1927-й.
Но … в архиве Калужского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Оксане Косаруковой, метеорологу отдела наблюдений и дотошному исследователю истории нашей метеослужбы, попались неожиданные документы.
– Я нашла книжки Малоярославецкой метеостанции, датированные 1924 годом. Обратилась в библиотеку главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге. В итоге удалось найти паспорт станции. Там было написано, что она открыта в 1924 году. Организовало ее Управление Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Метеостанции был присвоен 3-й разряд – наблюдения велись по сокращенной программе. На площадке установили дождемер и флюгер, для сотрудника выделили комнату в доме, принадлежавшем депо. В документах сохранилась фамилия наблюдателя – Мокринская. Второй разряд станция получила уже в 1926 году. Разночтения в датах возникли из-за того, что лишь после Гражданской войны, когда главная геофизическая обсерватория вновь стала печатать свои летописи, в 1927 году в них появились данные из Малоярославца, – объяснила Оксана Косарукова.
Подвижники
Какие бы ни бушевали опасные погодные явления и «вихри» истории, малоярославецкие метеорологи несли свою службу. «Сильная метель с переходом в снежную бурю. Движение поездов с опозданием на 20 часов…» Такую запись сделал 17 декабря 1927 года в метеорологической книжке техник-метеоролог И.Г. Ярёменко. Он работал на станции с 1926 по 1931 год. По-настоящему влюбленный в свое дело был человек. Ярёменко не только записывал в журнал положенные данные – температура воздуха, влажность, атмосферное давление и т.д., но и вел наблюдения за здешней рекой Лужей, жизнью растений и животных, лунными и солнечными затмениями, явлениями световых столбов и гало.В июне 1941 года Гидрометеорологическая служба перешла в ведение Народного комиссариата обороны. Малоярославецкая метеостанция вошла в состав Московского военного округа. Информация о погоде стала секретной. На станции не вели наблюдения лишь во время оккупации города фашистами. После освобождения работа тут же восстановилась. 20 января 1942 года начальником был назначен Федор Волынко. Вернулись те, кто работал здесь до войны, – Вера Орлова(Савотина), Зинаида Фищенко, А. Королёв. 1 апреля на реке Луже открыли гидрологический пост (просуществовал до 1958 года). В июне 1943 года над станцией взмыли в небо шары-зонды. С их помощью определяли высоту облаков, что очень важно для авиации и ПВО.
С возвращением мирной жизни вернулись на станцию и мирные заботы – возобновились агрометеорологические наблюдения. Сюда потянулись школьники, студенты, колхозники и журналисты. Вера Семеновна Орлова (Савотина), возглавившая метеостанцию в 1945 году, проводила экскурсии, читала лекции, выступала на радио. Она проработала здесь до 1974 года.
Наследники традиций
Эти 300 метров от метеоплощадки и обратно через улицу и дворы начальник станции Татьяна Угарова изучила до камушка. Куртку – на плечи, ноги – в сапоги – и снимать показания приборов. По нескольку раз днем и ночью, в любую погоду. И так – 43 года!– Если любишь эту профессию, не расстанешься с ней, – убеждена Татьяна Ивановна.
Сейчас на станции работает автоматический метеорологический комплекс, но параллельно наблюдатели продолжают снимать показания приборов на площадке. В 1978 году, когда она пришла на метеостанцию, все делали вручную, даже данные передавали по телетайпу. Работала девушка из Маклина, теперь это микрорайон Малоярославца, радиомонтажницей на приборном заводе и ни о какой метеорологии не помышляла. Однажды Мария Сергеевна Прощерук, тогдашний начальник метеостанции, тетя мужа, предложила прийти к ним – дело интересное, график – сутки через трое. Татьяна решила попробовать, а оказалось – выбрала дело всей жизни. Начинала ученицей, потом окончила Московский гидрометеорологический техникум по специальности «Техник-метеоролог».
За последние 15 лет на нашей станции отмечалось пять опасных явлений – ливневые дожди и снег. Рекордной толщиной снежного покрова отметилась нынешняя зима – 70 сантиметров! Несколько лет назад обрушился на город град – чуть помельче голубиного яйца.
Татьяна Угарова.
В советское время здесь, на метеостанции, целые трудовые династии складывались. Все изменилось с началом 90-х – страна перестраивалась, перекраивалась… Метеорология и вовсе оказалась на задворках – ветшало оборудование, сокращалось финансирование, люди уходили в поисках заработка. Малоярославецкая станция не стала исключением, но регулярных наблюдений за погодой тут не прекратили.
Татьяна Угарова и техник-агрометеоролог Татьяна Храпова называют себя старожилами станции. Был период, когда только вдвоем здесь работали. Теперь штат укомплектован – шесть человек. Татьяна Сергеевна пришла в 1999 году. Нашла работу поближе к дому, точнее, прямо в нем. Дело в том, что метеостанция занимает только одну квартиру (а раньше всего лишь комнату в коммуналке) в жилой почти столетней двухэтажке.
– Даже делянку для наблюдений за растениями – свеклой и картофелем – разбили прямо у дома, на участке Татьяны Ивановны. С 28 апреля начнем выходить в поле за 2,5 километра отсюда, – рассказывает Татьяна Храпова.
Татьяна Храпова.
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Георгия ОРЛОВА.