По статистике ГИБДД, неправомерный выезд на встречную полосу движения стал причиной каждого восьмого дорожно-транспортного происшествия в области за последние пять лет. Ежегодно в таких авариях погибает каждый четвертый участник ДТП.
В миллиметре от беды
Этой зимой я сама чуть не столкнулась со «встречником», возвращаясь из Тарусы в Калугу. Я спокойно ехала по своей полосе со скоростью 80 км/час, а навстречу мне по своей полосе неспешно полз цементовоз. И вдруг, будто бы черт из табакерки, из-за него выныривает огромный черный джип и несется прямо мне в лоб.
Начинаю притормаживать, но понимаю, что это не спасет. Видимо, понял это и лихач – он стал уходить на обочину. Между джипом и цементовозом образовался узкий тоннель, куда я и нырнула, перекрестясь. В момент, когда мы поравнялись с джипом, раздался характерный звук соприкоснувшихся зеркал. От беды нас отделяли считанные миллиметры. Слава богу, все обошлось, и теперь о случившемся напоминает только царапина на пластике подзеркальника.
Наука в помощь!
Какие обстоятельства толкают законопослушных водителей к выезду на встречку? Как бороться с лихачами, которых хлебом не корми – дай порисоваться, спровоцировать аварийную ситуацию на дороге?
На эти и многие другие вопросы ответили ученые Калужского филиала РАНХИГС. В прошлом году они провели большую исследовательскую и аналитическую работу, результатом которой стал обобщенный портрет водителя-«встречника» и подготовка рекомендаций для региональных органов власти по снижению ДТП с выездом на встречку.
Этот труд взяла на себя специальная рабочая группа под руководством заместителя директора по научной работе областного филиала РАНХИГС, доцента, кандидата экономических наук Дмитрия ТЮТИНА.
Исследование велось в рамках регионального пилотного проекта сокращения смертности на дорогах по причине ДТП из-за выезда на встречку. Он является частью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Калужский опыт может быть использован в других регионах. Сегодня Дмитрий Васильевич делится с читателями результатами этого труда.
Как на полиграфе
Ученые опросили 1000 водителей из Калужской, Московской, Брянской, Волгоградской, Тверской и Ленинградской областей, а также Республики Карелия.
Работа велась с двумя группами водителей. Первые – те, кто никогда не предпринимал неправомерный выезд на «встречку». Вторые – «рецидивисты», имеющие опыт неоднократных зафиксированных нарушений.
Соотношение законопослушных водителей и «рецидивистов» составило 10 : 1. При опросе автомобилистов ученые исходили из презумпции невиновности: если участник опроса отвечал, что никогда не совершал подобных правонарушений, они не пытались это перепроверить.
Из общего числа участников исследования 37 % – женщины и 63 % – мужчины, 27 % имеют стаж вождения более 7 лет, 36 % – от года до 7 лет, 37 % – до 1 года.
Дисфункциональная установка №1
Не все водители воспринимают выезд на встречку в запрещенных местах как нарушение. Согласно заложенной в исследовании презумпции невиновности, доля автомобилистов, соблюдающих ПДД, в том числе при выезде на встречку, составила 65 %. Однако уточняющие вопросы и анализ полученных ответов позволили установить, что 7,8 % водителей из этой выборки указали и описали причины, по которым они выезжали на встречку.
То есть почти 8 % исследуемых автомобилистов, считая себя законопослушными водителями, руководствуются тезисом: «Нельзя, но если очень хочется, то можно».
Дисфункциональная установка №2
Более 10 % участников опроса признали, что одновременно с вождением могут есть, разговаривать по телефону без гарнитуры, пользоваться косметикой, просматривать социальные сети, писать сообщения в мессенджерах или SMS.
Дисфункциональная установка №3
Психологи отмечают, что концентрация внимания начинает снижаться через 15-20 минут от начала вождения. Но более 79 % опрошенных водителей считают, что полностью контролируют ситуацию гораздо дольше. Такая переоценка формирует неверные установки и может негативно сказываться на развитии дорожной ситуации.
Помимо дисфункциональных установок имеются и внешние факторы. Это социальное одобрение рискового поведения на дороге, подкрепляемое «положительным» опытом безнаказанности. Для некоторых водителей это норма, позволяющая выделиться, продемонстрировать собственное превосходство.
Можно ли перевоспитать лихача?
Ученые считают, что да. Однако это вопрос не одного дня или недели.
– Не хочу показаться грубым, но вспоминается пословица про две российские беды: дураки и дороги. Со второй мы постепенно справляемся, а вот первая требует определенной работы, – комментирует Дмитрий Васильевич.
Краткосрочные меры основаны на неотвратимости наказания и воздействуют на кошелек нарушителя:
• повышение административной ответственности за подобные правонарушения, серьезное ужесточение ответственности для водителей-«рецедивистов»;
• развитие системы фото- и видеофиксации в местах концентрации ДТП.
Долгосрочные меры влияют на мышление, поведенческие установки, формируют культуру вождения:
• включение в программы подготовки водителей информационно-разъяснительного элемента (видеосюжеты, кейсы), демонстрирующего последствия подобных нарушений;
• воздействие на психоэмоциональную сферу, формирующее внутренний запрет на аварийно-опасное вождение.
В 2021 году число погибших в ДТП, связанных с выездом на встречную полосу, удалось снизить на 11 %, а на региональных дорогах – почти вдвое.
Об этом глава региона Владислав Шапша рассказал на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
– Системная работа. Результаты видны. Это спасенные жизни.
Такую оценку реализации в Калужской области пилотного проекта по сокращению смертности в ДТП, связанных с выездом на встречку, дал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
«Продолжим реализацию проекта. Наиболее эффективные меры готовим в качестве рекомендаций для тиражирования в других регионах. Главная цель этой работы – сохранение человеческих жизней», – отмечает в своем Телеграм-канале Владислав Шапша.
КСТАТИ
Основные причины нарушений ПДД, связанных с выездом на встречку в запрещенных местах: недостаточная дисциплинированность и низкая социальная ответственность части водителей.