Дирижабль за 10 копеек

Вера АЛЕКСЕЕВА
12.04.2019 12:41
Циолковский раскрыл секрет проблемы: транспорт должен быть дешёвым и общедоступным!

    Наш великий земляк известен во всём мире как основоположник теоретической космонавтики. Во многом благодаря ему в Советском Союзе возникла целая школа конструкторов во главе с Королёвым, которая превратила нашу страну в первую космическую державу. Но Циолковский изобретал не только космические ракеты.

   В небесное пространство

    Вся жизнь Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) прошла под знаком изобретательства. В 1870-х годах шестнадцатилетний юноша оказался в Москве. Отец, посмотрев на поделки младшего сына (музыкальный инструмент с одной струной, самоходная коляска, ветряные мельницы, паровой автомобиль), решил отправить его в техническое училище. Попасть в училище Константин не смог или не захотел, однако три года занимался в крупнейшей библиотеке страны, Румянцевской. Осваивал высшую математику, аналитическую механику, труды ведущих физиков и химиков. Прочитал все, что смог найти, по астрономии и другим естественным наукам.

    Знания ему требовались, чтобы обосновать собственные проекты. Вот вопросы, ответы на которые он искал в книгах:
  • Нельзя ли на практике использовать энергию движения земного шара? Ответил отрицательно.
  • Нельзя ли устроить поезд вокруг экватора, в котором не было бы тяжести? Ответил отрицательно.
  • Нельзя ли применить центробежную силу к поднятию в небесные пространства? Ответил отрицательно.
  • Нельзя ли строить металлические аэростаты, вечно носящиеся в воздухе? Ответил: можно.
    Примерно десять лет спустя он блестяще разработал теорию цельнометаллического дирижабля с постоянной массой несущего газа и с оболочкой, способной изменять объем. Дирижабль Циолковского был лишен тяжеловесных элементов конструкций XIX века, он мог быть таким и в XXI веке!

   Была мечта...

    Любовь к воздухоплаванию ученый пронес через всю жизнь. В 1913 г. в брошюре «Первая модель чисто металлического аэроната» он красочно описал будущее, в котором дирижабли вышли на первое место:

    «Немногие уже обращают внимание на часто пролетающие воздушные гиганты. Иногда видно зараз целую уйму дирижаблей. Они летят совсем низко, и можно разглядеть все подробности их устройства, даже узнать знакомых, если они там есть. Вот аэронат останавливается близ города… Выходят пассажиры, садятся на трамвай, катят домой. Из города едут им навстречу отправляющиеся в воздушное путешествие. Покупают билеты по 10 копеек за сто верст. Спешат занять места поближе к окнам, чтобы насладиться картиной с высоты птичьего полета...»

   Самолёты ещё не летали

    Авиация зарождалась на его глазах, и ученого заинтересовали новые возможности. В результате в 1894 г. он разработал теорию самолета и издал статью «Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Проект описывал современный тип самолета с двигателем внутреннего сгорания, соосными воздушными винтами, герметичным фюзеляжем, хвостовым оперением, шасси. К тому времени самолеты разных конструкторов европейских стран еще не умели летать. Первый официально зарегистрированный полет совершили американцы братья Райт лишь в 1903 г., он длился менее минуты. И в том же году Циолковский опубликовал первую в мире теоретическую работу по космонавтике «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

    Обратившись к вопросам авиации, он больше не оставил этой темы. В 1929 г. вышла работа «Новый аэроплан». Ученый описал многофюзеляжный самолет-гигант на 800 человек с удвоенным количеством двигателей внутреннего сгорания, а уже в 1930 г. начал в своих статьях обосновывать теорию турбовинтового и турбореактивного двигателя!

Дирижабль Циолковского в музее космонавтики.JPG
Крылатая ракета родом из Калуги

    Из трудов Циолковского видно, что самолет занимает важнейшую нишу в развитии воздушного и космического транспорта. По его мысли, воздушно-реактивные и турбореактивные двигатели авиации достигают максимума высот и скоростей. Далее стратосферный самолет обретает черты самолета космического. У Циолковского есть проект крылатого звездолета – крылья нужны для планирования в плотных атмосферах планет.

    Он также уделил внимание поезду на воздушной подушке, глубоководной автономной батисфере, продумал систему многоэтажных наземно-космических поездов, размышлял о возможностях космических поселений, снабженных реактивными двигателями. 

    Транспорту ученый придавал прежде всего социальное значение. Каждый вид транспорта должен быть дешевым, общедоступным и обслуживать все уголки планеты. Это позволит странам выравнивать уровень экономики и культуры.

    Недаром ученый мечтал о том, что дирижабли свяжут все народы в единую дружную семью. Развитый транспорт даст возможность посещать любые районы земного шара и отправляться в космос по первому желанию. 

Фото и чертежи учёного предоставлены
Государственным музеем истории космонавтики 
им. К.Э. Циолковского.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика