Многие калужане даже не слышали о центре реабилитации диких животных, который существует в Калуге уже более 25 лет. Или знают лишь то, что пять лет назад этот центр приютил камчатского медвежонка Машку. Впрочем, руководители «Феникса» Вероника Матюшина и Сергей Клочек не особенно стремятся к известности: в случаях с дикими животными популярность не всегда на пользу.
Гримпенская трясина
Найти вход в «Феникс» на Малинниках не так уж просто: сейчас центр отгорожен от дороги двойным забором, за которым открывается заколдованное царство. Правда, передвигаться по «царству» затруднительно: в период дождей даже в резиновых сапогах не везде пройдешь: Вероника и Сергей в шутку называют территорию Гримпенской трясиной.Сразу за воротами Веронику атакуют три «чекупиллы»: два лосенка и олененок проверяют содержимое тележки и, оттеснив всех, начинают хрустеть яблоками. Четвертым пристраивается пес Блэк. Яблоки ему не нужны: он внимательно наблюдает, как пережевывает еду олененок Олли, над которым Блэк давно уже взял шефство: присматривает, учит, играет.
- Дайте же пройти, - ворчит Вероника. – Налетели…
Вероника Матюшина – биолог, соответственно знает о животных все: чем кормить, как лечить, как содержать. Первые спасенные питомцы появились лет 25 назад, когда она работала в школе-интернате. «Живой уголок» с позволения директора разместился на чердаке, затем клетки появились и во дворе, а потом с территории школы пришлось съехать. С тех пор вопрос с землей стал самым больным вопросом реабилитационного центра. На данный момент страсти несколько утихли: с болотистого участка на Малинниках никто не гонит, даже обещают передать часть соседнего, более сухого. Правда, передача участка под нужды центра постоянно зависает из-за бюрократических проволочек.
Сергей по образованию – театральный режиссер, по работе – бизнесмен, по натуре, как выяснилось, - тоже спасатель. Благодаря супруге почерпнул огромное количество знаний о животном мире, ну а практика – обширнее некуда.
- Конечно, без тебя не справлюсь, - покрикивает он на олененка, который строго контролирует все ремонтные и строительные работы на участке.
Аисты и осоеды, волки и дикобразы, лисы и филины, бобр и орлы… Даже перечисление всех постояльцев займет много времени, не говоря уже об истории каждого.
Трехмесячного лосенка привезли из Тверской области: «добрые люди» забрали его у лосихи в качестве живой игрушки для ребенка.
- Они его кормили манной кашей и коровьим молоком два раза в день – им так ветеринар сказал. Посмотрела бы я на того ветеринара! – возмущается Вероника. – Когда привезли – он вообще доходяга был, сейчас окреп немного.
Сейчас у лосенка Арха и олененка Олли режутся рожки: маленькие бугорки под мягкой шерсткой, которые они легко дают потрогать. Понятно, что выпускать на волю таких ручных зверушек нельзя: не умеют искать пропитание, избегать опасности, слишком доверяют людям.
Есть в центре птицы, которые ненавидят детей и фотографов. Тут и гадать не надо: «работали» в качестве живой игрушки у фотографов или в контактном зоопарке, потом отправились «в утиль».
У енотов тоже типичная история: завели в качестве домашней зверушки, но погром в квартире и укусы быстро доказали - не домашняя. В приюте их, к слову, одиннадцать.
На своих плечах
Об истории возникновения и о работе «Феникса» много писали и калужские, и федеральные СМИ. Веронику знают руководители зоопарков и реабилитационных центров в разных концах страны. Ей звонят сотрудники МЧС, если на улицах города появилось невиданное в нашей полосе животное или в квартиру или учреждение заползла змея.Если есть возможность вернуть животное в дикую природу, в «Фениксе» его лечат и восстанавливают отдельно, минимизируя контакты с человеком. Но таких случаев мало, поэтому количество постояльцев растет.
При всем этом «Феникс» - организация отнюдь не государственная, существует исключительно на энтузиазме супругов, а также при поддержке волонтеров и благотворителей. И это одна из причин того, почему руководство «Феникса» не «пиарится»: это не зоопарк, а именно центр помощи животным, на который они тратят свободное от основной работы время, силы и деньги.
Медведице Маше еда сейчас не требуется: две недели назад она зарылась в подготовленную ямку, а уход медведя в спячку – явный признак наступающих холодов.
Но пока она спит, остальные обитатели центра все так же хотят есть. А значит, не откажутся от любых излишков урожая, которыми вам не жалко поделиться. Любые фрукты и овощи: яблоки, груши, кабачки, тыква, морковка и свекла – все это будет с благодарностью принято и с аппетитом съедено лосями, енотами и прочими обитателями «Феникса».
Узнать о нуждах Центра реабилитации диких животных «Феникс», договориться о помощи, передаче корма и пр. можно по тел. 8(910)592-68-67.
– Если нас нет, можно просто оставить у ворот по адресу: Второй Тарутинский проезд, 8, – говорит Вероника. – Нас тут все знают, никто не заберет.
– Если нас нет, можно просто оставить у ворот по адресу: Второй Тарутинский проезд, 8, – говорит Вероника. – Нас тут все знают, никто не заберет.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото автора.