Когда сувениры стилизованы под народное искусство, это сразу заметно. Красиво, интересно, но не более. Совсем другое дело, если традиция в человеке живет, передается в поколениях. В его творениях есть душа, поэтому и наши чувства откликаются. И какими бы современными чертами ни прирастали сюжеты старинных художественных промыслов, сердце почитателя народного творчества отзовется на подлинность мастерства. Такой человек с «традицией внутри» – Татьяна РОЩИНА, потомственная хлудневская «игрушечница».
Не до игрушек
Мать говорила дочери: «Таня, делай, это кусок хлеба». Девочка с ранних лет видела, как родители и односельчане занимались глиняным ремеслом. Смотрела, запоминала, впитывала, но сама до поры до времени не увлекалась.
А ведь этот промысел был способен дать не только «кусок хлеба». Однажды родители купили дочери драповое пальто с норковым воротником. На средства, вырученные от игрушек! Правда, это был особый случай — сразу продали большую партию. Подольская художественная мастерская тогда заключала договоры с хлудневскими умельцами, которые отсылали свои игрушки почтой.
Но у девочки не было времени мастерить игрушки. После начальной школы в родной деревне до 9 класса Таня ходила на уроки в Которь. Пешком. Дорога не близкая, а по возвращении надо выполнить то, что задали на дом. Родители работали в колхозе, поэтому и помощь по хозяйству никто не отменял — в семье все семеро детей познали сельский труд. Хотелось и с подругами погулять. Словом, не до игрушек было.
А после школы Татьяна поступила в Калужское училище культуры. Девушка любила петь, способности у нее – от отца, Ивана Петровича, который был известен не только как гончар, но и как гармонист. Училась по специальности «Художественный руководитель», потом работала завклубом у себя в Хлудневе.
Вернулась к «древу жизни»
О встрече мы договорились заранее, и хозяйка ждала меня на пороге. В доме на столе я увидел игрушки в разной стадии готовности: свистульки – белые, только после обжига, и уже раскрашенные, «барыня» и совсем сырое, еще не до конца вылепленное «древо жизни».
Как вы поняли, Татьяна все-таки занялась изготовлением игрушек – натура потомственной керамистки взяла свое. Первую фигурку девушка сделала в 17 лет. Это был орел — изделие, тематически нетрадиционное для Хлуднева. Видно, захотелось проявить индивидуальность. А совет заняться этим делом дал большой знаток народного творчества Владимир Раков, который с 70-х годов не раз приезжал в деревню и много сделал для возрождения хлудневского промысла.
Татьяна стала учиться у матери и бабушки Елены Дмитриевны Манушичевой. Делала «древа жизни» и небольших «барынь». Но… Вышла замуж, родила двоих сыновей и дочь, вместе с мужем занялась предпринимательством, и игрушки оказались в забвении.
Когда дети выросли, супруг ушел из жизни и семейный магазин закрылся, Татьяна стала подрабатывать то почтальоном, то продавцом. Нерегулярные заработки заставили вспомнить старое ремесло. И в последние годы она по-настоящему увлеклась.
Краски и пластика
Хлудневские мастера стараются придерживаться традиций, но иногда ориентируются на запросы современных потребителей. Для росписи игрушек местные умельцы издавна использовали только четыре цвета: красный, синий, зеленый и желтый. Теперь игрушки на продажу нередко раскрашивают во все цвета радуги, чтобы нравилось широкому кругу покупателей.
В день нашей встречи на столе стояли семь баночек с акриловыми красками. Как оказалось, хозяйка очень любит фиолетовый цвет. Впрочем, использует разные, кроме коричневого и черного. Но когда делает для выставок или фестивалей, придерживается канонов.
Татьяна Ивановна рассказала, что раньше и характер лепки был другим – сейчас формы зачастую более сглаженные.
Действительно, руки умельцев прошлого были натружены тяжелой крестьянской работой. Грубоватые женские пальцы не могли соблюсти идеальность формы, да и не старались — жалели время. Поэтому у старых игрушек пластика размашистая, с шероховатостями. И некоторая аляповатость изделий — не порок, а своеобразие техники, почти канон.
Моя собеседница рассказала, что при матери она не делала свистульки, освоила их сравнительно недавно. Оказалось, в этом заслуга думиничского энтузиаста Александра Заборских. Когда-то он сам ездил в Хлуднево учиться, в том числе и у Татьяны Бубневой, матери нашей героини. А сейчас он народный мастер и может давать советы потомственной рукодельнице.
А еще Александр Геннадьевич помогает хлудневским жителям с обжигом. В деревне старинным промыслом занимаются трое: наша героиня, ее брат Александр и Валентина Соколикова. У них проблема: нет муфельной печи, и приобрести не могут – не дешево. Заборских не отказывает мастерам, ведь обжиг – важный процесс в изготовлении игрушки. Но деревенские умельцы надеются на чудо: своя печь очень нужна, хотя бы одна на троих.
Чем больше работаю с глиной, тем больше затягивает. Даже ночью, бывает, не спится – все размышляю, что бы такое придумать интересное, что добавить, как улучшить...